Эксперты обсуждают изменения экономики в свете цифровых экосистем
В настоящее время на российском рынке, по словам экспертов, наблюдается быстрый рост экосистем, отличающихся уникальными бизнес-моделями. Исследование компании Spektr показало, что экосистемы в России становятся лидерами по уровню внедрения и использования цифровых сервисов.
Как отмечает руководитель Лаборатории международных экономических исследований Школы управления Сколково, сегодня выделяют два типа экосистем (BCG): транзакционных и решенческих. Первые характеризуются большим количеством однородных продавцов и покупателей (например, Яндекс.Такси, Wildberries), вторые — взаимозависимостью сервисов с относительно небольшим количеством участников (например, Сбер, МТС).
По словам экспертов, на российском рынке происходит быстрый рост экосистем обоих типов, однако трудно провести их сравнение из-за различий в бизнес-моделях. В целом, выделяются лидеры: среди них Сбер, VK, Wildberries, Ozon, МТС.
«По нашим оценкам, наибольший рост показывают технологические гиганты, такие как Сбер, Яндекс, МТС, VK. Что удивительно — в силу большой пользовательской базы им быстрее удается масштабировать любые новые дополнительные сервисы и услуги», — подтверждает его слова президент Ассоциации «Альянс разработчиков по разработке и внедрению технологий ИИ» Светлана Опрышко.
Согласно мнению ассистента кафедры ЦЭУиБТ МТУСИ Полины Жолтиковой, современная экономическая парадигма предполагает радикальные изменения под влиянием цифровых экосистем, которые трансформируют традиционные бизнес-процессы и создают новые рынки.
«Данные Spektr подтверждают: Сбер создал наибольшую узнаваемую и используемую экосистему (67 процентов осведомленности против 58 процентов у Яндекса). Но его успех — не случайность, а результатпоследовательной стратегии. Во-первых, речь идет о глубокой интеграции финансовых и нефинансовых сервисов (от Сбербанка до СберМаркет). Во-вторых, это единый интерфейс управления (приложение Сбербанка как шлюз ко всем сервисам)», — говорит она.
«Цифровые экосистемы — это прежде всего ответ рынка на усиливающиеся запросы потребителей упростить, удешевить и унифицировать использование множества цифровых продуктов и сервисов, убрав лишние транзакции (операции, процедуры) и оптимизировав процессы потребления. В условиях, когда человек пользуется десятками цифровых продуктов и сервисов ежедневно, это далеко не лишняя и не банальная задача», — добавляет эксперт по цифровой трансформации Владислав Тюрин.
Преимущества экосистем эксперты называют экономией времени, перекрестными бонусами и более персонализированным сервисом.