Эффективность теплотрасс: комплексный подход к модернизации
Инфраструктура централизованного теплоснабжения, созданная более 70 лет назад, за последние десятилетия значительно снизила показатели надежности, качества услуг и энергетической эффективности. Основная причина — низкая рентабельность или убыточность предприятий отрасли, что подтверждается их отчетностью. На прошедшем в комитете по экономической политике совещании эксперты обсудили, как снизить уровень износа и увеличить темпы замены коммунальных сетей. Подробности — в материале «Ленты.ру».
Суммарная протяженность тепловых сетей в России превышает 167 тысяч километров, а степень их износа составляет более 50 процентов, что влечет за собой высокую аварийность и большие объемы потерь. В то же время общая выручка отрасли в 2,2 триллиона рублей не позволяет вывести теплоснабжение из области убыточности. При этом темпы замены сетей в среднем по стране составляют порядка 1,9 процента в год. Но для преодоления накопленного износа и обеспечения устойчивого развития инфраструктуры необходимо выйти на целевой ежегодный показатель 5 процентов.
Нужна трансформация
Главной темой обсуждения на совещании в Совфеде стало использование поручений президента, направленных на повышение надежности и эффективности коммунальной инфраструктуры. В нем принимали участие представители, Минэнерго, ФАС и Фонда развития территорий, крупнейших игроков рынка теплоснабжения и отраслевых профессиональных объединений.
Заместитель энергетики Петр Конюшенков напомнил, что 40 процентов сетей сегодня находятся в аварийном или ветхом состоянии. Существующие темпы модернизации, по его словам, не обеспечивают необходимую надежность. Тепловые сети убытки ежегодно составляют около 200 миллиардов рублей, констатировал он.
В свою очередь, член комитета Совета Федерации по экономической политике заявил о необходимости устойчивого роста перекладки сетей и обновления систем. Нынешнего темпа недостаточно, через 5-7 лет могут быть катастрофические результаты, если не принять комплексные меры.
В своих выступлениях спикеры часто говорили о необходимости комплексного подхода к решению задач в отрасли. Так, директор Фонда развития территорий Марат Петрин подчеркнул важность системной и устойчивой трансформации отрасли. Одним из ключевых инструментов, по его мнению, должны стать комплексные планы модернизации коммунальной инфраструктуры.
Комплексный подход
Об эффективности комплексного подхода к модернизации коммунальной инфраструктуры с использованием полимерных энергоэффективных решений участникам совещания рассказал директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей ВШЭ. Он привел результаты исследования Высшей школы экономики, основанного на данных пилотного проекта «Теплая страна». Исследование «вышки» показало, что комплексный подход к модернизации коммунальной инфраструктуры с использованием полимерных труб способен увеличить темпы обновления сетей водоснабжения до 35 процентов при сохранении текущих объемов финансирования.
«Несмотря на планируемое значительное увеличение инвестиций в коммунальную инфраструктуру (4,5 триллиона рублей, что на 73 процента больше, чем в предыдущем году) и амбициозную цель увеличить годовые темпы замены сетей в пять раз (с 1 процента до 5 процентов), ситуация в секторе теплоснабжения за последние 10 лет практически не изменилась, несмотря на инвестиции», — заметил Илья Долматов.
Проблема, по его словам, заключается в высоком износе фондов, низкой ресурсной эффективности и деградации системы. Показатели ухудшаются: потери увеличиваются, для сетей, требующих замены, выросла на 2 процента, а число предприятий с инвестиционными программами крайне низкое (6 процентов). Существует риск формального достижения национальных целей путем локальных ремонтов без системного улучшения инфраструктуры, обратил внимание эксперт.
Для кардинального изменения ситуации НИУ ВШЭ предлагает комплексный подход, основанный на трех критерия выбора инвестиционных проектов.
Три критерия
Первое, и самое важное, — приоритет должен отдаваться комплексной замене технологических связанных участков сетей и инженерных объектов над заменой отдельных разрозненных участков.
Второе — выбор решений с минимальной стоимостью жизненного цикла. Необходимо учитывать как капитальные, так и эксплуатационные расходы. В этом плане наибольший эффект, как установили ученые, помогут достичь полимерные трубы. Они обеспечивают бесперебойную работу на 50-100 лет, в то время как традиционные решения служат около 25 лет. За частую же уже через 10-15 лет после укладки металлических труб из-за коррозии возникают утечки и аварии.
Третий критерий — оптимизация диаметров труб с учетом реальных и перспективных нагрузок. Учитывая снижение тепловых нагрузок с советских времен, необходимо оптимизировать проекты, что позволит сократить как капитальные, так и эксплуатационные расходы. «Отсутствие ясных критериев оценки качества услуг создает риск формального достижения национальных целей без реального улучшения инфраструктуры», — предупреждает Илья Долматов.
Эксперт убежден в необходимости введения дополнительных показателей результативности реформ и модернизации, отражающих аварийность и энергоэффективность. Важно пересмотреть порядок отбора инвестиционных проектов, установить конкретные требования к достижению целевых показателей качества услуг и ресурсной эффективности, подчеркнул Долматов. Кроме этого, считает он, нужно сформировать систему приоритизации проектов, что поддерживает комплексные инициативы и максимизацию эффекта на долгосрочном периоде наряду с оптимизацией технических решений.
Принять меры
Участники совещания также указали на ряд системных проблем, решение которых необходимо для стабилизации финансовой ситуации в отрасли. Они подчеркнули важность системных мер по снижению уровня износа, включая комплексный подход к модернизации коммунальной инфраструктуры, изменение законодательной базы, поддержку федерального центра, а также активную вовлеченность региональных властей и муниципальных образований.
Среди прозвучавших на совещании других идей — разработка долгосрочных финансовых моделей развития отрасли с горизонтом планирования до 10 лет и синхронизация модернизации сетей теплоснабжения с программами капитального ремонта многоквартирных домов. Участники совещания поддержали расширение доступа частных ресурсоснабжающих организаций к бюджетному финансированию. Одновременно с этим было предложено разработать механизмы защиты населения от резкого роста тарифов. Особое внимание уделено повышению зарплат в отрасли для привлечения квалифицированных кадров.
Член комитета по экономической политике Михаил Борщев, комментируя итоги обсуждения, отметил важность разработки законодательных критериев для выбора технических решений при модернизации инфраструктуры теплоснабжения. Он инициировал также обсудить предоставление налоговых льгот ресурсоснабжающим организациям.