«Черная пятница» в 2025 году: когда пройдет и как организована в России
В «Черную пятницу» 2024 года россияне в интернет-магазинах тратят в среднем 8200 рублей. Основной акцент покупок делается на товары для дома, электронику, одежду и обувь. В сфере услуг наибольшим спросом пользуются туры и бронирование гостиниц. «Лента.ру» рассказывает о датах проведения «Черной пятницы» в 2025 году и о том, как появилась эта распродажа, а также делится полезными советами, которые помогут избежать ненужных трат во время акций.
Дата «Черной пятницы» в 2025 году
Официально «Черная пятница» в 2025 году стартует 28 ноября и продлится до воскресенья, 30 ноября. Однако некоторые маркетплейсы могут анонсировать привлекательные скидки заранее — начиная с понедельника, 24 ноября.
Что такое «Черная пятница»
Термин «Черная пятница» используется для обозначения ежегодного марафона предрождественских распродаж, который в США начинается в пятницу после (этот праздник каждый год отмечают в последний четверг ноября). Несмотря на то что «Черная пятница» появилась в США, с годами она распространилась и на другие страны, включая Россию.
Успех традиционной осенней распродажи во многом связан с грамотным маркетингом. Продавцы запускают продуманные рекламные кампании, предлагая эксклюзивные скидки на короткое время, создавая повышенный ажиотаж и ощущение, что нужно успеть купить, чтобы не упустить выгоду.
История «Черной пятницы»
Первое упоминание термина «Черная пятница» в американском отраслевом журнале Factory Management & Maintenance датируется 1951 годом. Тогда это словосочетание относилось не к шопинг-лихорадке, а к массовому невыходу на работу на следующий день после Дня благодарения. Компании часто сталкивались с тем, что сотрудники брали отгулы, симулируя болезненное состояние или не могли нормально выполнять свои обязанности.
Своё каноническое название «Черная пятница» праздник получил в 1966 году. Так этот день прозвали полицейские Филадельфии из-за наплыва жителей пригородов, приехавших в город за покупками. К 1980-м годам «Черная пятница» вышла за пределы Филадельфии и распространилась по всем штатам Северной Америки. В некоторых из них даже объявляли этот день официальным выходным для государственных служащих.
Сегодня «Черная пятница» в США — это не просто распродажа, а культурный ритуал. Как отметила исследовательница этого феномена, профессор Кембриджа Исхэ Хуан, скидки открывают обычным людям доступ к более престижным вещам и позволяют им чувствовать, что они сделали выгодное приобретение. Это, в свою очередь, усиливает желание показать свой успех, демонстрируя приобретенные вещи. Участие в «Черной пятнице» — это не просто покупка, а отражение национальной культуры стремления к материальному благополучию, пояснила она.
Этот феномен распространился по всему миру: сегодня как минимум в 20 других странах в конце ноября начинается сезон предшествующих распродаж.
В России мода на «Черную пятницу» возникла не так давно — в 2010-х. Однако с тех пор традиция продолжает набирать популярность. Большинство крупных торговых сетей в это время устраивают масштабные ноябрьские распродажи, которые часто продолжаются в течение месяца и переходят в предновогодние акции.
Как понять, что скидка в «Черную пятницу» настоящая
За яркими баннерами «Скидки» и «Распродажа» часто скрываются маркетинговые трюки. Отличить реальную скидку от фальшивой можно, если сравнить текущую цену товара с историей стоимости. Генеральный директор компании «Иннодом» Виктор Мартынов рассказал «Ленте.ру», что это можно сделать с помощью:
Магазины-участники «Черной пятницы» в 2025 году
Информация о магазинах, которые присоединились к распродаже в 2025 году, актуальна на момент публикации материала — чем ближе событие, тем больше участников оно соберет. Следить за обновлениями списка можно на официальном сайте «Черной пятницы» в России.
О присоединении к «Черной пятнице» также заявили сайты-агрегаторы Aliexpress, Ozon, Яндекс.Маркет и Wildberries.
Правила успешного шопинга
Первый шаг к выгодному шопингу — это составить вишлист (от англ. wish list, что переводится как «список желаемого»). «Лучше заранее составить список предполагаемых покупок, а также запланировать на них конкретный бюджет, чтобы определить, сколько вы готовы потратить на распродаже», — рассказал «Ленте.ру» доцент Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Марковкин.
При заказе в онлайн-магазине эксперт рекомендует заранее изучить условия доставки. Часто товар привозят бесплатным только при определенной сумме заказа.
Кроме того, в ажиотаже можно легко ошибиться с размером, цветом или другими характеристиками товара. Внимательно читайте описание, смотрите фотографии, изучайте отзывы других покупателей.
Также будьте готовы к тому, что в период распродажа увеличивается вероятность столкнуться с бракованными товарами. Обязательно проверяйте покупки при получении — особенно электронику и одежду. Сохраняйте чеки и упаковку, чтобы в случае необходимости можно было вернуть или обменять товар.
И наконец, реальную выгоду от покупок в период распродаж можно получить, приобретая не сезонные товары. «Как говорится, «готовь сани летом». В период поздних осенних распродаж высокие скидки обычно делают на товары летнего ассортимента», — обратил внимание Дмитрий Марковкин.