BYD из Китая обошла Tesla по продажам электрических автомобилей в Европе
Китайская автомобильная компания BYD впервые обошла американскую Tesla по продажам электромобилей в Европе, став первым китайским брендом, вошедшим в десятку лидеров континентального авторынка.
Согласно данным агентства Bloomberg со ссылкой на Jato Dynamics, в апреле 2025 года продажи электромобилей BYD в Европе составили 7231 автомобиль, что на 169 процентов больше, чем в аналогичном месяце прошлого года. В то же время Tesla продала 7165 электрокаров, что на 49 процентов меньше по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, BYD заняла десятое место в рейтинге, тогда как Tesla выбыла из десятки впервые за долгое время.
В аналитической компании Jato Dynamics назвали это событие символическим. «Хотя разница между ежемесячными продажами двух автомобильных брендов незначительная, последствия — огромные. Это переломный момент для европейского рынка электромобилей, особенно учитывая, что Tesla уже многие годы на нем лидирует», — подчеркнул аналитик Jato Dynamics.
В десятке самых продаваемых брендов в апреле семь были европейскими, два — южнокорейскими, и только один — китайским. Лидерами стали немецкие марки с 23 514 проданными электрокарами, следом идут BMW с 14 867 и чешская Skoda с 13 598, которая принадлежит Volkswagen AG. Skoda также показала рекордный рост продаж — на 214 процентов.
В целом по отрасли продажи электромобилей в Европе в апреле увеличились на 28 процентов.
Показатель BYD на европейском рынке — лишь часть более масштабного тренда. Китайская автомобильная промышленность уже несколько лет демонстрирует переход от статуса мировой сборочной к глобальному архитектурному центру.
Сегодня китайские компании играют ключевую роль практически во всех сферах современного автопрома — от батарей и силовой электроники до операционных систем и систем автономного вождения. Особенно заметны успехи в аккумуляторной отрасли: китайские компании CATL и BYD поставляют батареи ведущим мировым автопроизводителям, включая Volkswagen, Mercedes-Benz, Tesla, Toyota и Renault. CATL также стал первым в мире производителем, сертифицировавшим тяговые аккумуляторы по новому стандарту, который вступит в силу 1 июля 2026 года и предусматривает усиленные требования к безопасности, тепловой устойчивости и защите от возгораний.
В цифровой сфере китайская компания Huawei с операционной системой HarmonyOS сотрудничает с Volkswagen, BMW и Audi. При этом ее технологии используются не только в мультимедиа, но и в системах автопилота третьего уровня, уже доступных в серийных моделях. Китайская нейросеть DeepSeek активно вытесняет локальные разработки на японском рынке. В частности, ее голосовые ассистенты интегрированы в автомобили Honda и Nissan в рамках совместных проектов с китайскими компаниями GAC и Dongfeng.
Не менее важное направление — технологии автономного вождения. Китайский стартап Momenta с ранних этапов развивался при поддержке Mercedes-Benz. Сегодня его системы уже интегрированы в автомобили Nissan, Toyota и Buick. В августе 2023 года Momenta, Audi и китайская SAIC Motor создали совместное предприятие для разработки автопилота нового поколения. Компания также готовится к первичному размещению акций, что подтверждает ее статус одного из лидеров индустрии.
Таким образом, по мнению экспертов, современный автомобиль — это уже не только продукт немецкой или японской промышленности. Это глобальная платформа, основанная на китайских технологиях и цифровой архитектуре. Вопрос зависимости от возможных геополитических рисков продолжает обсуждаться, однако уже очевидно: без китайского участия автомобильная отрасль следующего десятилетия не сможет развиваться, считают аналитики рынка.