Авиаперевозка NEO: что не так с двигателями, на которых летает S7?
Несколько лет назад первая российская авиакомпания, получившая Airbus A320neo, постепенно нарастила их долю до 40 процентов своего флота. Этот лайнер тогда обещал массу преимуществ и с точки зрения экономики топлива и так называемого «углеродного следа». Но в результате двигатели этих самолетов оказались источником проблем. Производитель даже был вынужден изъять их, однако S7 продолжает их эксплуатировать. Почему это происходит, в материале «Ленты.ру».
Более 200 пассажиров авиакомпании S7 Airlines, которые в январе 2020 года должны были вылететь из аэропорта во вьетнамский Камрань, получили не самые приятные впечатления в самом начале своего путешествия. Двигатель их самолета, стоявшего на взлетно-посадочной полосе, загорелся прямо перед вылетом.
По очевидцам, самолет должен был вылететь в 00:05 по местному времени, но старт три раза откладывали. Один из двигателей лайнера A321neo с первой попытки не запустился, издавая странные хлопающие звуки, а повторные попытки привели к возгоранию. Была запущена система экстренного пожаротушения, всех пассажиров эвакуировали.
Этот рейс стал лишь одним звеном в цепи проблем с самолетами семейства A320/321neo, принадлежащими S7. В августе 2019 года их Airbus A320neo рейсом из аэропорта отправлялся из-за проблем с двигателем. В октябре 2019 года в рейс авиакомпании S7 Москва — Анталия, выполняемый на Airbus A320neo, не смог взлететь с первого раза, экипаж прервал взлет из-за технической причины. В январе 2020 года Airbus A321neo, рейс 5783 Новосибирск-Няча, примерно через 30 минут после взлета вернулся в аэропорт вылета из-за топливной системы. В марте 2021 года воздушное судно рейсом 5227 из аэропорта в Иркутск, однако через 20 минут самолет вернулся на место вылета. По информации следственного управления, после взлета сработал датчик отказа правого двигателя.
Конкуренция и экономичность
Контракт на оперативный лизинг первых трех самолетов A321neo авиакомпания подписала в апреле 2016 года. S7 Airlines станет первым российским эксплуатантом ремонтированных узкофюзеляжных самолетов семейства Airbus A320neo, особенно ее генеральный директор. «Они (самолеты — прим. «Ленты.ру») расходуют на 15 процентов меньше топлива, более комфортны, в том числе благодаря самому низкому уровню шума в своем классе, имеют большую дальность полета», — отметил Обьедков, отметив, что в течение 10–15 лет планируется полностью обновить лайнерами neo парк авиакомпании.
Аббревиатура «neo» в названии означает «New Engine Option» или в переводе – новый вариант двигателя. Для этих самолетов использовались установки, которые не только расход топлива, но и на 50 процентов сокращают выбросы в атмосферу оксида азота. Многомиллионная экономика для авиакомпаний.
Однако на рынке было два предложения по этим двигателям. Большинство мировых авиакомпаний CFM LEAP-1A, более всеми, от блогеров до катарской и саудовской авиации. Эти же двигатели выбрали и российские перевозчики такие как S7, которая пошла другим путем и предпочла более бюджетные PW1100G от производителя. В соцсетях специалисты на «нюансы» при эксплуатации PW1100G.
Почему же S7 выбрала PW1100G? «Именно на S7 тестировались новые двигатели. Это двигатели нового поколения — соответственно, у них куча болезней. По всему миру возникло много проблем, потому что двигатели не выдерживают больших пулуторов тысяч циклов, их надо было инспектировать. Зачастую необходимо было проводить множество ремонтных работ. А S7 получила двигатели вместе с самолетами, потому что они не хотели много платить за них — Pratt & Whitney в свое время давал им большие скидки», — отметил NGS.RU один из авиационных экспертов.
Кульминация проблем с PW1100G наступила в 2023 году. Pratt & Whitney около двух сотен двигателей PW1100G и планировала демонтировать для осмотра еще тысячи из-за дефектов. Основной причиной проблемы производитель называл брак порошкового металла. Проблемы с двигателями весьма серьезные и не терпят откладывать. Трескающиеся в уплотнителях высокого давления могут привести к утечкам масла, износ подшипников вентиляторов – к вибрации и преждевременным отказам. Также двигатели имеют проблемы с охладением в жарком климате. Но на единственную российскую авиакомпанию, пользующуюся двигателями Pratt & Whitney о заменимых проблемных установок не распространяется.
В дефиците
S7 между тем продолжает эксплуатировать A320neo. Как и у авиакомпании «припарковано 31 из 39 A320/321neo возрастом от трех до семи лет. Эти самолеты оснащены двигателями Pratt & Whitney (P&W) и составляют более трети парка перевозчика. Среди простоящих — все восемь A321neo, которые стоят с 2023 года. Из 31 A320neo тогда же выстали пять. Еще 18 A320neo, согласно Flightradar24, постепенно выведутся в резерв в период с января по сентябрь этого года и сейчас находятся в базах для перевозчиков аэропортах Домодедово и Толмачево (Новосибирск). По данным источника «Коммерсанта», ресурсы двигателей этих самолетов компания планирует эконномить до начала следующего высокого сезона, когда большая часть ВС может снова вернуться в расписание.
В парке авиакомпании недостаочно резервных самолетов с другими двигателями. Полный вывод A320/321neo приведет к катастрофической нехватке мощностей перевозчика. В условиях снижения пассажиропотока (в 2023 году компания перевезла 15,9 миллиона человек, в 2022 году — 17 миллионов, а в 2021 году — 17,8 миллиона человек) и чистой на 33,5 процента по итогам 2024 года, идти на такой шаг очень тяжело. Поэтому компания продолжает летать на самолетах с проблемными двигателями.
При этом S7 продолжает оставаться в тройке авиакомпаний – лидеров по объему государственного субсидирования. Вместе с «Аэрофлотом» и «Уральскими авиалиниями» они получили более половины всех средств, предусмотренных в качестве субсидий отечественным перевозчикам, следует из. На поддержку внутренних авиаперевозок S7 досталось почти 3,2 миллиарда рублей (2,8 миллиарда рублей Дальний Восток и в 347 миллионов рублей — на межрегиональные перевозки в обход).
Помимо прочего, компания стремится сократить число маршрутов. В осенне-зимнем расписании 2023 года провозных емкостей произошло на 10-15 процентов по сравнению с ноябрь-март 2022 года. А с 2024 года сокращения будут основными восемь годов, в том числе миллионников и Нижнего Новгорода.
А что пассажир? Ему возможно одна рекомендация — при покупке авиабилета обращать внимание на тип воздушного суда: A321-271N — именно на нем установлены проблемные двигатели PW1100G.