Возвращающиеся бренды предложили помочь с компенсациями
Зарубежные компании, которые начинают возвращаться в Россию, должны будут осуществлять компенсации за убытки потребителей. Такую инициативу представило правительство в «Общественной потребительской инициативе», сообщают «Известия».
Предложение состоит в создании специального фонда, объем которого составит не менее 400 миллиардов рублей. Он должен стать обязательным условием для возвращения на российский рынок. В дальнейшем средства из фонда могут использоваться и для программ импорта технологий. Фонд будет активироваться производителями смартфонов, автомобилей и другой техники, покинувшими российский рынок и нарушившими права потребителей: отключившими функции устройств или лишившими пользователей возможности обновить ПО или провести диагностику и ремонт. Размер компенсации предлагается установить в пределах 5-10% от стоимости товара.
«Сейчас необходимо разработать правила возврата иностранных компаний на российский рынок, которые легализуют этот механизм компенсаций. С его помощью можно будет сформировать компенсационный фонд под государственным управлением. Также понадобится создать методику, которая позволит определить размер выплат людям в зависимости от нарушения и причиненного убытка», — пояснил глава Общества потребителей.
Вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин отметил, что инициатива направлена на защиту прав потребителей и содержит в себе смысл компенсации реального ущерба при отключении сервисов, однако ее обязательный формат может усложнить возвращение брендов в Россию и сделать его более затратным. Компании могут не захотеть возвращаться из-за дополнительных финансовых и бюрократических барьеров, предупредил он. Сложности возникнут в определении пострадавших — кто купил технику после ухода бренда или до него, добавил вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека.
Первый вице-премьер объявил, что Россия будет оценивать ситуацию на рынке при возвращении иностранных брендов и смотреть на то, что нужно промышленности страны. Как заявил глава, в последнее время торговая политика РФ стала носить ярко выраженный протекционистский характер — одной из ключевых задач властей стала защита отечественных инвесторов и предприятий, что отталкивает западные компании и не позволяет им надеяться на выгодные условия восстановления бизнес-деятельности в РФ.