В Сбере подтвердили увеличение агрессивной рекламы услуг по списанию долгов
Ситуация с агрессивным продвижением услуг по списанию долгов в России продолжает вызывать все больший интерес. Каждый квартал Сбер фиксирует более 600 тысяч новых объявлений, и только за 2024 год их количество увеличилось в три раза. Об этом на форуме АБК «Лидеры цифрового развития» сообщил директор дивизиона «Различное взыскание и урегулирование» Сбербанка Денис Кузнецов.
По его словам, осведомленность заемщиков о фирмах-раздолжителях остается высокой, хотя и снизилась по сравнению с прошлым годом: сейчас их знают 77 процентов клиентов.
Что касается восприятия деятельности раздолжителей, то оно по-прежнему неоднозначно, уточняет Кузнецов. Так, 31 процент относится к раздолжителям положительно, а 39 процентов — отрицательно. При этом для негативно настроенных граждан во втором квартале 2025 года эта доля выросла на 5 процентов по сравнению с четвертым кварталом 2024 года. Многие медийные личности продолжают участвовать в рекламных кампаниях, придавая таким услугам видимость легитимности.
«Мы давно говорим о проблеме раздолжителей — это огромный рынок, на котором, к сожалению, преобладают недобросовестные практики. Известны случаи, когда итоговый платеж раздолжителей в разы превышал первоначальную сумму долга», — добавил директор дивизиона «Различное взыскание и урегулирование» Сбербанка.
Он также подчеркнул, что при возникновении финансовых проблем следует обращаться в банк, где доступны легальные механизмы помощи. Сбер напоминает о наличии легальных механизмов помощи, включая реструктуризацию, кредитные каникулы и комплексное урегулирование для заемщиков с долгами в разных банках.
«Профессиональные участники рынка услуг по урегулированию задолженности разделяются на два сегмента: работающие в правовом поле и использующие недобросовестные практики. Последние заманивают клиентов обещаниями полного списания долгов, мгновенного решения проблем с кредиторами и исправления кредитной истории. На практике клиенты таких фирм сталкиваются с недобросовестным исполнением обязательств и ухудшением финансового положения», — рассказал Кузнецов.
Законодательная система реагирует на эти вызовы. Госдума приняла в третьем чтении законопроект 721174-8, который вносит важные поправки в федеральный закон «О рекламе». Новые нормы, вступающие в силу с первого января 2026 года, существенно ограничат рекламу услуг так называемых антиколлекторов. Эта законодательная инициатива призвана защитить граждан от последствий излишней доверчивости.
Принятие нового закона стало важной вехой для всего рынка взыскания и урегулирования задолженности, уверен Денис Кузнецов. Ожидается, что закон повысит уровень доверия, прозрачности и осознанности при работе с долгами.