В России за четыре года погибло несколько десятков топ-менеджеров. На Западе говорят о «синдроме внезапной русской смерти»
За последние годы в России произошло как минимум 27 трагических случаев среди руководителей крупных компаний — от самых известных до менее известных корпораций. На Западе данный феномен окрестили термином «синдром внезапной русской смерти», обозначая случаи самоубийств, несчастные случаи или смерти при неясных обстоятельствах, включая падения из окон и сердечные приступы.
Когда это началось
Большая часть трагедий произошла в 2022 году — зафиксировано не менее 18 случаев. Среди громких происшествий — смерть руководителя транспортной службы «Газпром инвест» Леонида Шульмана, который был найден мертвым в ванной загородного дома в Ленинградской области, при нем также была найдена предсмертная записка.
В феврале того же года погиб топ-менеджер ТАИФ Дмитрий Тесленко и замгендиректора Единого расчетного центра «Газпрома» Александр Тюляков. Тесленко почувствовал себя плохо во время восхождения на Аконкагуа, Тюляков был найден в гараже в поселке Ленинское.
Директор медицинской компании «Медстом» был найден мертвым в марте, в доме также обнаружили тела его супруги и двух детей с ножевыми ранениями.
В апреле погибли сразу два топ-менеджера: экс-вице-президент найден в одном месте с женой и дочерью, следствие считает, что он убил семью и покончил с собой. Экс-заменпрезидента совета директоров нашли мертвым вместе с женой и дочерью, испанские власти предположили убийство-со самоубийством.
Экс-член правления «Лукойла» погиб в подвале дома в Мытищах после ритуала с ядом жабы. Официальная версия смерти — сердечная недостаточность. Директор горнолыжного курорта «Газпрома» в Красной Поляне Андрей Круковский погиб, упав со скалы на Кавказе.
Первый замгендираектора VK и директор по закупкам VK погибли в июне в Ненецком АО при переправе через реку на вездеходе. В конце того же месяца обнаружили мертвым совладельца сотового оператора «А-мобайл» Евгения Паланта с супругой, версия — убийство-самоубийство.
Также известно о смертях гендиректора «Астра-Шиппинг» (самоубийство), главы совета директоров «Лукойла» (выпал из окна), директора по коммуникациям «Цифровой логистики» Павла Пчельникова (самоубийство), директора государственной корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Ивана Печерина (выпал с катера), депутата и основателя «Владимирского стандарта» (выпал из окна), банкира Николая Васева (внезапный сердечный приступ) и главы дочерней компании «Лукойла» Владимира Зацепина (смерть при неясных обстоятельствах).
На Западе придумали термин для описания загадочных смертей российских топ-менеджеров
The Atlantic одним из первых использовал термин «Sudden Russian Death Syndrome» («синдром внезапной русской смерти»). Материал был посвящен серии подозрительных смертей российских бизнесменов, олигархов, чиновников и журналистов, произошедших в год начала спецоперации на . Издание связывает эти случаи с геополитическим контекстом, особенно с конфликтом на Украине и санкциями против России. По данным журналистов, тогда таких смертей было около двух десятков, что делает их статистически значимыми.
Авторы признают, что некоторые смерти могли быть случайными или связаны с уровнем самоубийств и алкоголизмом. Однако массовость подобных происшествий, по их данным, вызывает сомнения в «естественности» смерти.