В России объявлено о полном прекращении работы грузовых авиаперевозок
В обозримом будущем, в течение ближайших трех-пяти лет, российские грузовые авиаперевозчики будут вынуждены полностью остановить свою деятельность из-за нехватки запчастей, долгих сроков ремонта, истощения ресурсов, а также недостатка квалифицированных пилотов и технического персонала. Об этом заявили участники обсуждения проблем отрасли на круглом столе.
По предварительным данным, к концу 2025 года в эксплуатации в России останется около ста грузовых самолетов, хотя 30 из них принадлежат государственным структурам.
В последние годы доступное количество авиасамолетов для грузовых перевозок снизилось на два с половиной раза из-за вывода из эксплуатации машин иностранного производства. Число компаний сокращалось с девяти до семи после того, как в этом году аннулировался сертификат AirBridgeCargo, входящей в группу «Волга-Днепр».
У оставшихся авиакомпаний, зарегистрированных в реестре Росавиации, в настоящее время числится 28 воздушных судов, большая частью российского производства, и, вероятно, столь же много лет они останутся на земле.
Заместитель генерального директора авиакомпании Sky Gates отметил, что без государственной поддержки отрасль вряд ли задержится дольше пяти лет и не сможет получать массовые поставки отечественной техники, сроки которых постоянно переносатся.
Нынешний флот, используемый для грузовых перевозок, преимущественно состоит из устаревших советских самолетов, и шансов обновить его просто нет. В авиакомпаниях предлагают продлить назначенный срок службы планеров для Ил-76ТД с 40 до 45 лет, а также назначенный ресурс двигателя с 14 тысяч часов до 16 тысяч.
Как пояснил гендиректор «Авиакон Цитотранс» Александр Осиков, без этих мер уже с 2028 года эксплуатация большей части самолетов окажется ослабленной. Покупка новых двигателей перевозчики не могут себе позволить, так как завод-изготовитель предлагает их по цене 400 миллионов рублей за штуку. А с учетом того, что в скором времени придется списывать и планеры, то такие расходы никогда не окупятся.
Заместитель гендиректора по производству авиакомпании «Уктус» Иван Переломов рассказал, что острый дефицит запчастей приводит к резкому росту их стоимости у продавцов, при этом ожидать исполнения заказа в отдельных случаях приходится больше года. Впрочем, некоторые комплектующие вообще не подлежат ремонту и не обновляются.
В результате грузовые потоки все активнее перехватывают конкуренты из России, Казахстана и других стран. Например, в Киргизии до 2022 года было всего два-три грузовых авиаперевозчика, а теперь их десять.
По словам Ярошенко, для поддержки деятельности грузовых перевозчиков в России требуется от десяти миллиардов рублей каждый год, без этого ни о какой конкуренции с иностранными компаниями не может идти и речи. В ближайшее время представители авиакомпаний намерены направить свои предложения на рассмотрение регулятора.
Впрочем, старший научный сотрудник Института экономики транспорта не верит, что отрасли удастся получить существенную поддержку, потому что существование грузовых авиакомпаний не является критическим вопросом для правительства. Тем не менее продолжения ресурсов техники добиться они, скорее всего, смогут.
Ранее первый вице-премьер заявил, что к 2027-2028 годам в России каждый год будут выпускаться не менее 20 самолетов Ту-214 (модернизация советской модели Ту-204). Он уточнил, что выпуск машин планируется в грузовых версиях, потому что уйти от модификации с тремя членами экипажа производитель, каждый год срывающий план по выпуску, пока тоже не может, а в таком виде пассажирские перевозчики лайнерами не интересуются из-за больших расходов.

