В России начинают использовать ИИ-модели для банковских сервисов с учетом культурного кода россиян
Совместно с учеными разрабатываются модели-детекторы для банковских сервисов на основе генеративного искусственного интеллекта. В проекте также участвуют Институт искусственного интеллекта МГУ и Исследовательский центр в сфере искусственного интеллекта университета.
«В нашем совместном с МГУ проекте работают ученые и специалисты разных профилей — математики, лингвисты, психологи, юристы, культурологи — они вовлечены в разработку моделей искусственного интеллекта, которые мы сможем интегрировать во все каналы коммуникаций банка с клиентами, в которых используется генеративный искусственный интеллект. Мы рассчитываем, что это будет уникальный продукт, которого сегодня нет на рынке», — отметил заместитель президента — председателя правления ВТБ в преддверии форума «Финополиc-2025».
Разрабатываемые модели будут контролировать соблюдение этических норм в генерируемых ИИ-ответах, проверять их на предмет возможных ошибок, вымышленных данных и ссылок на несуществующие источники. По результатам совместного проекта ИИ-модели начнут работать для переработки ответов больших языковых моделей, чтобы обеспечить более высокий уровень сервиса банка ВТБ.
Как рассказал Вадим Кулик, все они не могут в полной мере удовлетворить интересам банка.
«Первые — потому что не учитывают специфику работы ВТБ, внутренние правила работы банка, ряд аспектов взаимодействия с определенными категориями клиентов. А вторые — не учитывают культурный код россиян, духовно-нравственные ценности и другое. Все это крайне важно для нас, поэтому мы решили пойти по пути эксклюзивной разработки решения», — подчеркнул он.
Ожидается, что модели при взаимодействии с клиентом банка будут учитывать культурный код россиян, законодательство, специфику общения с клиентами, внутренние правила работы ВТБ, юридические и этические аспекты.
Учёные и специалисты МГУ займутся формированием дата-сетов — массивов данных, обучением и тестированием моделей, их настройкой под конкретные задачи и интеграцией в сервисы банка. На первых этапах работы уже проведены десятки интервью со специалистами различных подразделений банка, которые принимают участие в взаимодействии с клиентами.
Постепенное внедрение обновленных решений ВТБ на базе разработанных совместно с Институтом ИИ МГУ и Центром ИИ МГУ моделей планируется с 2026 года.