В НСПК рассказали о развитии платежных технологий
С внедрением новых подходов к платежам на рынке появляются разнообразные запросы. Реализовать их в конкретных сервисах и услугах возможно только синергией игроков на рынке. Сегодня это не только банки, но и финтех-компании и bigtech. О том, как развивалась и будет развиваться система платежей, в ходе своего выступления рассказал генеральный директор, председатель правления (НСПК) Дмитрий Дубынин на сессии «Платежи обесцениваются? Трансформация мирового платежного рынка» в рамках Петербургского международного экономического форума.
С момента появления на рынке Diners Club, которую называют первой в мире системой кредитных карт, прошло около 75 лет. За это время стоимость транзакций стала для бизнеса несомненно дешевле. Дмитрий Дубынин называет различные причины: конкуренция и как следствие совершенствование сервисов, регулирование сферы со стороны государства и, конечно, развитие технологий.
Изначально бизнес кредитовал покупателя и сам занимался проведением платежей. Компания получала физические чеки, привозила их в банк, с которым рассчитывалась, и в итоге деньги поступали на ее счет. Сейчас обслуживание берет на себя банк. Благодаря технологиям, транзакции проходят незаметнее для покупателя, проще и быстрее — для бизнеса.
Участник, без которого совершать транзакции на российском рынке было бы невозможно, — Национальная система платежных карт. Ее деятельность регулируется государством, но она работает на открытом рынке.
«Как платежная система мы смотрим на тарифы с учетом изменений технологий и стоимости операционных процессов, — прокомментировал Дмитрий Дубынин. — Если будут приходить новые технологии, которые помогут нам снимать барьеры, удешевлять стоимость транзакции, — замечательно. Но нельзя бездумно снижать стоимость платежа. Это происходит за чей-то счет».
По словам главы НСПК, на первый план сейчас выходят не снижение стоимости платежа, а удобство или ускорение процессов. Например, Национальная система платежных карт подключила платежи по биометрии. Это упрощает процесс для покупателя, но усложняет для платежной системы. У нее появляется дополнительный шаг — обратиться к Единой биометрической системе, где содержатся biometric данные.
Меняется не только подход к платежной системе, но и финансовый рынок в целом. Сегодня крупные банки активно создают свои экосистемы, куда входят не только финансовые инструменты. В свою очередь, big-tech-компании начинают предлагать клиентам собственные финансовые услуги. По мнению Дмитрия Дубынина, в будущем граница исчезнет, но будет понятие платформы.
Дмитрий Дубынин подчеркнул, что мостиком между всеми участниками проведения платежа может стать именно платежная система. При этом она будет предоставлять дополнительные сервисы, решать запросы, которые появляются с развитием технологий со стороны продавцов, покупателей, банков и т. д.
Игрокам рынка необходимо обеспечивать работу текущих товаров и услуг, а параллельно — разрабатывать качественно новые решения. Но вывезти их на рынок могут и сторонние компании, которые пока не являются его участниками, но могут стать. Это будет двигать отрасль вперед, отвечать на возникающие запросы и предвосхищать их.
«Какая-то платформа делает лучше остальных определенные вещи: в технологиях, в тарифах, в маркетинге — в чем угодно. И эта платформа конкурентоспособна. Есть другая платформа, третья и другие, которые выполняют иные функции и точно так же конкурентоспособны. В будущем благодаря синергии этих платформ появятся интересные сервисы», — подытожил Дмитрий Дубынин.