Треть российской обуви оказывается произведена за рубежом
Данные о производстве обуви в России в последние годы наводят на мысль о том, что ситуация в отрасли значительно ухудшилась. Реальные цифры начали проявляться после введения обязательной маркировки обуви, «Известия».
Исследования показали, что информация из системы «Честный знак» и статистика противоречат друг другу. В третьем квартале 2024 года оператор маркировки, Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), зафиксировал производство в стране на уровне 153,3 миллиона пар обуви, что на 39 миллионов больше, чем указано в официальных данных.
Эти сведения стали частью аналитического отчета к совещанию в преддверии Госсовета. Документ подразумевает, что треть обуви, произведенной в России, является либо импортной, либо незаконно изготовленной. Представители отрасли уверены, что вся эта продукция покрывается импортом.
Предприятия производят готовую обувь под видом заготовок, поскольку на полуфабрикаты не действуют пошлины, а затем приклеивают подошвы и получают торговые марки. Один из экспертов отметил, что статус российского предприятия позволяет таким поставщикам участвовать в госзакупках.
Эксперты предлагают ввести импортные пошлины и на заготовки, тем более что это соответствует иностранному опыту. Минусом станет рост стоимости товаров для конечного пользователя, так как сборы перенесутся на цену конечной продукции. Как отметили в Минпромторге, средняя стоимость пары китайской обуви в 2023 году составила 1,1 тысячи рублей, а российской — 1,7 тысячи. В целом продукция, завезённая из КНР, по себестоимости дешевле отечественной.
На этом фоне российские предприятия сталкиваются с потерей рынка. В 2020 году на них приходилась четверть реализуемой обуви, а сейчас — 15-18 процентов. Ведомство признало, что происходит массовое сокращение производства гражданской и детской обуви, а кожевенно-обувная отрасль находится в сложном положении.
Ранее кризисной ситуации в индустрии гендиректор Национального обувного союза Ян Беляев. По его словам, закрылись или обанкротились более 60 крупных фабрик, которые производили обувь, а главной причиной стала нехватка у покупателей денег и наличие более дешёвых вариантов из-за границы.