Тарифы ЖКХ. Местные власти слабо заинтересованы в прозрачности рынка. Есть ли решение?
Регулирование тарифов в России относится к полномочиям региональных властей. Это приводит к конфликту интересов и политизации принятия решений в этой сфере, что подталкивает к ручному управлению, популистскому занижению тарифов для частных пользователей и повышению для бизнеса. Главное, это хроническая недофинансированность отрасли ЖКХ. Как решить эти проблемы, – в материале «Ленты.ру».
«В тарифах ЖКХ могут необоснованно включаться расходы, прямо не связанные с оказанием коммунальных услуг», – заявил в одном из последних интервью генеральный прокурор России Игорь Краснов. Он также добавил, что «сфера ЖКХ является одной из наиболее чувствительных. Результаты проверок, к сожалению, вновь навлекают на мысль, что чиновники используют понятие «тариф» в качестве страшилки на ночь».
Если об этом уже говорит генеральный прокурор, значит злоупотребления в тарифной сфере приняты по всей стране массово и безнаказанно.
Индульгенция за сверхприбыль
В разных субъектах федерации сильно отличаются правила расчета величины платежей для населения и бизнеса. Предполагается, что тариф должен учитывать эксплуатационные и инвестиционные издержки, в него закладывается определенная прибыль организации. Но так как правила размыты, в ряде регионов безнаказанно «играют» тарифами в угоду аффилированным компаниям. При этом любое нарушение в этой сфере влечет за собой, кроме переплаты со стороны потребителей, еще и серьезные инфраструктурные последствия. Разные методики, качество регулирования и экономические условия в территориях даже в рамках одного региона приводят снижению инвестиционной привлекательности. Если в богатых муниципалитетах инфраструктура пусть с проблемами и промендлениями, но все же обновляется, то в бедных — усугубляется.
И не секрет, что региональные власти стремятся отойти от тарифного пирога в пользу небольших региональных компаний. На такие проявления излишней щедрости внимание «Комсомольской правде».
Так, в Красноярском крае с 2017 года сравнительно небольшая электроэнергетическая компания «РСК сети» незаконно получала сверхдоходы. Только благодаря депутатам Законодательного собрания края в июне 2023 года, ФАС провела проверку и нарушения на 603 миллиона рублей. В то время, как госпомощь «Россетей Сибирь» сидела в убытках, а значит, испытывала сложности с финансированием инвестиционной программы и технологическим присоединением граждан. К слову, этих денег бы хватило на подключение к сетям почти 3,5 тысячи человек.
«Эксперты, кроме экономической составляющей, также изучают и основу правотншени, имеющегося в региональной организации. Они подписывают заклюения об установлении для компаний необходимой выручки на то муниципальное имущество, которое находится у них в аренде, — напомним, незаконно, в силу ничтожности договора. Значит, уверены в безнаказанности. А надзорные органы только скрытно отводят взгляд. Наверно, переживают за те заключения об отсутствии корпоративного фактора, которые ведомства выдавали на каждый нормативный акт об установлении тарифов», – «Комсомольская правда».
Не спеша расставаться
Другой пример из того же региона. С 2015 года, после внесения поправок в законы «О теплоснабжении» и «О водоснабжении» по всей стране началась работа по переводу коммунальной сферы, которая ранее в основном находилась у частных компаний в аренде, на концессионные рельсы. Построенные еще в советское время сети теплоснабжения и водоснабжения требуют инвестиций в размерах, которые не могут быть заложены в бюджеты. Концессия позволяет обязывать частные организации вкладываться в ремонт, замену важных элементов, модернизацию всей системы. А в аренде могут оставаться только новые сети не старше 5 лет.
Но один из главных барьеров — нежелание властей на местах, чтобы инвесторы приходили. «Мы видим прецеденты, которые ставят муниципалитеты: договариваются на одних условиях, а потом завышают объемы потребления, препятствуют передаче имущества или согласованию инвестпрограммы», — в интервью один из бывших чиновников Минстроя.
Так в Красноярском крае чиновники затянут передачу сетей в концессию, годами писали «планы о реализации планов», а сами распределяли самые рентабельные коммунальные структуры в больших городах между представителями крупного бизнеса и государственных предприятий. При этом до сих пор по происшествии 10 лет с начала реформы более 40 небольших компаний из малых городов и удаленных территорий продолжают арендует теплотрассы, водопровод и канализационные системы, не вкладывая денег в их замену. Причем незаконно, потому как такие договора ничтожны в силу изменившегося законодательства, а полученные доходы от незаконного использованного имущества должны быть возвращены. И это не один миллиард рублей.
Местные власти обычно во время таких визитов арендаторов просят о дополнительных социальных обязательствах — что-нибудь купить или отремонтировать на территории. А какие условия выдвигают высокопоставленные чиновники в Минтарифе нам неизвестно. Но по программе профилактики коррупции в этом ведомстве и по отчетам о проведенных антикоррупционных проверках никаких нарушений в его деятельности не находится.
Правда, и в ситуации с энергоснабжающей компанией «РСК сети» проверки тоже не видели аффилированности у двух организаций с одинаковыми названиями и переименованными учредителями, пока депутаты ситуации публичности, а федеральные антимонопольщики не доказали ее через суд. Увы, это не связано ни с кадровыми, ни с организационными изменениями. Все те же люди в кабинетах сидят и бездеятельностью или бездействием занимаются.
Курировал все годы это направление ныне действующий министр тарифной политики Красноярского края Александр Ананьев, ранее руководитель региональной энергетической комиссии и министр ЖКХ Красноярского края. Но корень проблемы с постоянными ошибками в расчетах, непрозрачностью затрат, срывом программ модернизации и невыправленным федеральным законодательством кроется не только в недостатках персональных компетенций.
Где выход?
И эксперты, и депутаты говорят о необходимости совершенствования законодательного регулирования тарифного регулирования. Эта тема актуальна не только для прокуратуры, хотя она и должна вскрывать проблемные места, но и для законодательной власти. Так, например, комитет Государственной Думы России по энергетике мог бы отреагировать на приведенные факты проведением круглого стола с последующей выработкой законодательных мер.
«Первое внимание будет обращено на пресечение злоупотреблений при включении в тарифы необоснованных расходов коммунальщиков», — в сообщении Генпрокуратуры.