США выступают против национализации завода «Газпрома» в Сербии
Ожидается, что президент Сербии Александар Вучич либо постарается продать свою долю в компании «Нефтяная индустрия Сербии» (NIS), либо передаст ее под контроль с целью национализации. Об этом сообщает ссылаясь на анонимные источники в администрации Белого дома.
По информации агентства, Вучич уже обратился с просьбой предоставить ему больше времени для решения вопроса о контроле «Газпрома» над единственным нефтеперерабатывающим заводом страны, так как последние санкции угрожают ударить по местным банкам и компаниям. В настоящее время НПЗ перерабатывает запасы, которых хватает только до 20 ноября.
Согласно словам Вучича, он надеется, что США не введут вторичные санкции, по крайней мере до середины декабря. Именно до этого времени Белград надеется решить проблемы, связанные с делами российского газового гиганта в NIS. Вучич призвал американских чиновников не наказывать сербские финансовые учреждения, которые обрабатывают различные платежи на АЗС, принадлежащих данному НПЗ. Ранее сербский лидер отвергал любые односторонние действия против российской компании.
Как сообщает Bloomberg, история с NIS стала настоящим испытанием для Вучича, который правит уже больше десяти лет, в том числе за счет своего умения балансировать между Востоком и Западом. Он одновременно стремился к вступлению Сербии в ЕС, укреплял связи с США, при этом продолжая поддерживать дружеские отношения с Россией и привлекая инвестиции из нее. Однако теперь он оказался в затруднительном положении, поскольку Россия отказалась продавать долю в NIS. При этом захват контроля над NIS чреват для Белграда прекращением газового импорта из России.
Ранее сообщалось, что Вучич задумывался о сделке, которая предполагала бы выкуп Белградом российской доли в компании «Нефтяная индустрия Сербии». Сербская сторона заверила, что после стабилизации геополитической ситуации она возратит Москве эту долю. Однако в России с этим предложением не согласились и дали понять, что хотели бы видеть в качестве покупателя какую-то третью сторону.

