Снижение продаж российской сельхозтехники
В течение девяти месяцев 2023 года объем продаж отечественной дорожной строительной техники (ДСТ) снизился на 4,5 процента по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 55 миллиардов рублей, согласно статистике ассоциации «Россельхозмаш», которая объединяет 80 процентов производителей.
В первом полугодии продажи показали рост на 6 процентов (38,6 миллиарда рублей), однако в третьем квартале началось падение. Так, в августе снижение составило 33,5 процента, а в сентябре — 23,4 процента.
В ассоциации объясняют такой результат растущими затратами производства, агрессивной экспансией более дешевой китайской техники на рынок, а также высокой ключевой ставкой, которая тормозит развитие предприятий.
Импорт ДСТ в 2023 году вырос на 58 процентов, достигнув 440 миллиардов рублей, что в пять раз больше результата отечественных производителей. Особенно ярко ситуация наблюдается в сегменте экскаваторов и фронтальных погрузчиков, где доля иностранных машин превышает 90 процентов.
Глава проектов SBS-Consulting Дмитрий Бабанский отметил, что импортная техника составляет на 15-20 процентов дешевле отечественной. Например, если бюджет на бульдозеры составляет 15 миллионов рублей для российских, то для китайских — 12,5 миллионов.
Представитель ассоциации «Россельхозмаш» заявил, что ситуация начинает носить критический характер. Продажи снижаются, запасы на складах растут, а высокая ключевая ставка «ставит крест на инвестиционных программах заводов и их клиентов».
По словам Бабанского, позитивных факторов для отрасли не видно. Центробанк уже сообщил, что высокие ставки в экономике очень надолго, инвестиции в строительство не растут, поэтому непонятно, что может породить спрос и развитие. Гендиректор Sherpa Group Александр Галактонов заметил, что помощью предприятиям могли бы стать планы государства по финансированию нацпроекта «Инфраструктура для жизни», но высокие ставки он не отменит.
По итогам года глава «Infoline-аналитики» ожидает снижения продаж российской ДСТ на 10–15 процентов. Гендиректор ассоциации «Спецавтопром» (входит более 80 предприятий, выпускающих ДСТ, самосвалы, специальную технику) настроен более негативно, он ожидает падения на 30 процентов.
Ранее опрос (РСПП) зафиксировал беспрецедентный рост просрочки платежей со стороны контрагентов, что является одним из признаков существенного увеличения числа банкротств.