Скорость движения поездов в России достигла уровня 1992 года
По итогам 2024 года средняя скорость движения поездов в России снизилась на два километра в час, составив 35,7 километров в час. Это соответствует уровню, зафиксированному еще в 1992 году. Об этом сообщил Михаио Глазков, заместитель генерального директора и начальник Центральной дирекции управления движением.
Глазков отмечает, что главной причиной данного падения стало беспрецедентное количество простаивающих вагонов, которые не использовались ни в современных условиях, ни во времена СССР. По состоянию на начало 2025 года на путях общего пользования было 1,382 миллиона вагонов, что почти в полтора раза больше, чем требуется для перевозки грузов.
Согласно данным профильного Института экономики и развития ЖД транспорта, оценку потребности страны в вагонах произвели в 970 тысяч единиц. Таким образом, из оставшихся 400 тысяч в простое застревает движение грузовых вагонов.
Серьезные заторы также свидетельствуют о проблемах на Восточном полигоне, который в последние годы сталкивается с перегрузкой из-за перенаправления транспортных потоков с Запада на Восток.
В частности, в октябре 2022 года на пути, где должен был находиться загруженный состав, оказалось около 400 пустых поездов, что составило 39 тысяч порожних вагонов. Глазков пояснил, что каждые 50 тысяч неисправных вагонов на путях общего пользования замедляют движение на участке на 1-2 километра в час и требуют дополнительно 120-140 локомотивов и около 600-650 бригад для перевозки того же объема груза.
Источники сообщили, что РЖД пытается переложить ответственность за это на другие факторы, в то время как проблема избытка вагонов возникла из-за инфраструктурных трудностей, связанных с ремонтом на сети и нехваткой локомотивов и бригад. По словам представителей, рост числа вагонов был известен заранее, а соответствующие задачи ставило государство, ориентировавшись на этих операторов, которые закупить подвижной состав.
По итогам года объем грузоперевозок РЖД снизился на 4,1% до 1,18 миллиарда тонн, что стало худшим результатом с 2009 года. При этом финансовое положение компании ухудшилось настолько, что даже для увеличения тарифов на уровне выше официальной инфляции компании пришлось остановить инвестиционную программу. В частности, сокращения коснулись приоритетного проекта Восточного полигона.