Система маркировки «Честный знак» признана неэффективной для защиты от подделок
Российская система маркировки «Честный знак», на протяжении почти десяти лет работающая с целью защиты различных категорий товаров от фальсификации и подделок, оказалась неэффективной для этой задачи. Ее коды свободно продаются и покупаются для любых товаров. Об этом сообщается со ссылкой на участников рынка.
Исполнительный директор Российского парфюмерно-косметического союза пояснил, что маркировку для парфюмерии можно приобрести в интернете и других местах.
Журналисты издания связались с компаниями, предлагающими подобные услуги, и выяснили, что нелегальный код стоит от трех до 15 рублей в зависимости от объема партии. При этом даже если у поставщика нет сертификата или декларации, то сделать разрешительные документы можно в партнерской аккредитованной лаборатории за небольшие деньги.
Например, за продукцию от одного конкретного производителя обуви надо будет заплатить 13,5 тысячи рублей, а проверять его качество и оригинальность никто не будет.
Система маркировки «Честный знак» была внедрена в 2016 году. В настоящее время в ней проходит более 20 категорий товаров, включая пиво, молочную продукцию, упакованную воду, консервы, велосипеды. Предполагается, что такая защита уберет с рынка контрафактную (поставляемую без уплаты налогов) и поддельную продукцию.
Данные об эффективности системы берутся из увеличения налоговых отчислений, которые фиксируются. Однако профильные ассоциации утверждают, что победить контрафакт с помощью маркировки не удается. Так, Российский союз кожевников и обувщиков говорит о порядка 20 процентах контрафакта на рынке обуви.
Частично власти признают проблему и хотят ужесточить регулирование, что позволит исключить участников маркировки, подменяющих документы, а также нарушающих другие условия. Однако в «Русбренде» указали, что критическая проблема «Честного знака» сохраняется, ведь в рамках выдачи никак не контролируется оригинальность и качество товара.
Ранее Союзмолоко о росте в последнее время доли фальсифицированной молочной продукции на рынке. Особенно сложная ситуация складывается в сегменте сыров и сливочного масла.