Симбиоз музыки и бизнеса: Новый формат офисов в России
Согласно Университету штата Иллинойс, музыка может повысить продуктивность работников на 6,3 процента. Попытки установить связь между прослушиванием музыки и уменьшением стресса, а также улучшением производительности, начинают набирать популярность. Симбиоз музыки и бизнеса представляет собой инновационный подход в организации рабочих пространств, который стремительно притягивает внимание во всем мире. Применение нового формата арт-кластеров, где совместно решаются профессиональные задачи с культурным досугом, открывает новые горизонты.
На предприятиях уже в начале XX века музыка активно использовалась для повышения продуктивности: в Франции внедрение национального движения способствовало росту музыки в офисах, в то время как в Америке функциональная музыка активно использовалась. В офисах долгое время было принято считать, что «персонал не играет», однако многие работники прибегали к прослушиванию вдохновляющих композиций во время рабочего дня. По информации опроса October Group, 27 процентов офисных сотрудников в России слушают музыку во время перерывов на работе.
Например, в офисе «Яндекса» в «Москва-Сити» имеются две музыкальные комнаты: одна оборудована барбанами и синтезаторами, другая — ди-джеем. В офисе VK на Ленинградском проспекте также есть аналогичное оборудование, включая электронные инструменты. В крупных компаниях имеются свои музыкальные пространства, такие как в Сбербанке, ABBYY, Лаборатории Касперского, Технопарке Сколково.
Новые креативные кластеры
Недавно, по данным CORE XP, в России возник новый культурно-деловой кластер музыкальной направленности. В этом году был утвержден проект первого в России офисного культурного кластера с трансформируемым музыкальным арт-хабом — KOBZON CITY в Басманном районе, расположенном в 500 метрах от станции метро «Бауманская» разработчика OCTOBER GROUP и культурного фонда «Кобзон».
В рамках первой очереди предусмотрено более 100 гибких офисов класса «А» площадью от 36 квадратных метров для начинающих стартапов до 716 квадратных метров с возможностью объединения до 10 тысяч квадратных метров для крупных корпораций. Также здесь будет представлен широкий набор инфраструктуры: кафе, салоны, магазины, отделения банков, а также рекреационные зоны. Главной «фишкой» проекта, которая появится во втором этапе, станет суперсовременный арт-хаб имени И. Д. Кобзона с трансформируемым музыкальным залом.
В России уже существуют примеры успешных культурно-деловых пространств без музыкальной специализации: художественной, литературной или фэшн. Креативный кластер — это особое пространство, где бизнес и культурные институты объединяются в единую экосистему для нетворкинга, обмена идеями и опытом, коллабораций и привлечения клиентов.
Например, в Москве давно действует большой кластер художественной направленности: в Басманном районе в локации Сыромятнических улиц объединены центр современного искусства «Винзавод», где работают 12 галерей современного искусства, образовательные центры, мастерские художников, выставочные залы, творческие шоурумы и магазины, а также центр дизайна Artplay и бизнес-квартал «Арма».
Городское пространство «Домна» в Екатеринбурге ориентировано на fashion-сообщество: там расположены магазины местных дизайнеров, фэшн-коворкинг с оборудованием для кастомизации одежды и полиграфии, профессиональные фото- и видеостудии, лекторат и презентационный зал.
Мировой тренд
В мире формат музыкально-деловых кластеров, где офисные пространства соседствуют с театральными и концертными площадками, давно востребован. В 2019 году на Манхэттене в составе масштабного девелоперского проекта Hudson Yards открылся культурный центр The Shed.
Еще один яркий международный пример культурно-делового кластера концертной направленности — Nanjing International Youth Cultural Centre по проекту Zaha Hadid Architects. Более камерным проектом с похожей идеей стал центр культуры и искусства в Мексике, где объединены офисное здание, концертный зал, библиотека, а во дворе — отражающий бассейн с водным вихрем.
Будущее офисно-культурных кластеров
Эксперты единодушны в мнении, что востребованность креативно-деловых кластеров, в частности, ориентированных на музыкальное искусство, в будущем будет только расти. Такие пространства в полной мере удовлетворяют социальный запрос и интересы современных горожан, для которых самыми важными ресурсами являются время и эмоции.
Помимо ориентации на человека, они создают благоприятную инновационную среду, повышают туристическую и инвестиционную привлекательность городов, стимулируют местную экономику и привлекают таланты, способствуют культурному разнообразию и повышению деловой активности.