Рост стоимости перевозки российской нефти
За последнюю неделю цена фрахта судов класса Suezmax (максимальное количество груза) для перевозки российской нефти увеличилась более чем на 10 процентов на фоне стремления участников рынка минимизировать риски. Об этом свидетельствуют данные Центра ценовых индексов (ЦЦИ).
Тариф на отправку партии в направлении Северного Китая достиг 10,2 доллара за баррель, что стало максимумом с начала года, в то время как перевозка до Западной Индии подорожала до 7,7 доллара — максимальное значение с 2024 года.
Директор ЦЦИ отмечает, что рост спроса на крупные танкеры стал следствием геополитических рисков и желанием перераспределить экспортные потоки по различным направлениям. Если в первом полугодии из портов Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) выходили три танкера в неделю, то теперь — четыре-пять танкеров.
Старший аналитик БКС упомянул, что северо-западное направление задействует датские проливы, а угроза поставкам через них повысилась. Кроме того, российские порты на Балтике подверглись ударам дронов, что также становится фактором риска.
Особенностью последней недели стал резкий рост экспорта. За неделю он вырос на 59 процентов, до 115 тысяч тонн в сутки. Уровень в 100 тысяч тонн в сутки неделей ранее превышался всеми два раза. В целом же поставки российской нефти из морских портов поднялись на 24 процента, до 466 тысяч тонн в сутки.
При этом дисконт на основной российский экспортный сорт нефти Urals вырос на 1,2-1,3 доллара за баррель, до 13,3-13,5 доллара. Управляющий партнер NEFT Research объяснил такой результат давлением спроса.
По предварительной оценке ЦЦИ, в сентябре морской экспорт российской нефти вырос на 35 процентов к августовскому уровню, что связано со снижением переработки нефти внутри страны из-за большого количества внеплановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
Накануне, 2 октября, стоимость нефти марки Brent, которая влияет на цену российского сырья, впервые с начала лета опустилась ниже 65 долларов за баррель. Основной причиной аналитики считают опасения по поводу ее переизбытка на мировом рынке.