Рост числа магазинов для малообеспеченных в России
В первой половине 2025 года объем продаж российских магазинов, работающих в формате жестких дискаунтеров, вырос на 27 процентов, достигнув 642 миллиардов рублей, в то время как количество таких торговых точек увеличилось на 9,1 процента, составив 11,5 тысячи. Данные предоставлены аналитическим агентством Infoline.
Речь идет о таких сетях, как «Светофор», «Чижик», «Доброцен» и подобных, которые получили популярность благодаря минимальным ценам, особенно в беднейших регионах.
Мягкие дискаунтеры, к которым относится «Пятерочка», увеличили объем продаж на 17,1 процента, что сделало их особенно привлекательными для потребителей.
Наиболее значительные результаты продемонстрировала сеть в составе X5 Group. У нее продажи выросли на 89,3 процента, составив 193,8 миллиарда рублей, и количество магазинов превысило 2,5 тысячи. Сеть «Чижик» продолжает оставаться позади лидеров рынка «Светофор», которая подверглась масштабным проверкам в начале года, но ее разница с конкурентами снизилась менее чем до миллиарда рублей.
Генеральный директор Infoline-аналитики отметил, что рост привлекательности данного формата связан с изменениями потребительского поведения, которое смещается к максимальному экономии на повседневных товарах. Кроме того, магазины в формате жесткого дискаунтера открываются чаще, так как расходы на каждую точку на 20-40 процентов ниже, чем для традиционных супермаркетов.
Прибыль таких точек ниже, чем у магазинов других форматов, однако благодаря легкой масштабируемости бизнеса они могут увеличить долю рынка, повышая эффективность логистики и наращивая собственные торговые марки. Партнер консалтинговой компании One Story Ольга Сумишева подчеркивает, что дискаунтеры в последние годы активно развиваются на фоне территориальной экспансии, однако пока не показывают сопоставимого роста в местах присутствия.