Рост числа банкротств среди российских строительных компаний
По прогнозам, в 2025 году количество банкротств среди строительных компаний России увеличится, что будет вызвано несколькими негативными факторами. Об этом заявил акционер и гендиректор крупнейшей российской холдинговой компании в области инфраструктурного строительства «Нацпроектстрой» в интервью РБК.
Он отметил, что к таким последствиям могут привести высокая ключевая ставка, сокращение заказов и ряд других факторов. Среди негативных последствий также оказались ошибки в планировании небольшими компаниями. «Предприятия считали, что смогут обслуживать кредитный портфель, и занимались собственными инвестиционными или другими проектами, а сегодня обслуживать свой долг при таком уровне ставок больше не могут», — пояснил он.
По словам Крапивина, если сейчас считать окупаемость инфраструктуры без комплексных эффектов по обычным меркам, то строить вообще невыгодно; лучше вложить деньги на депозит. Однако поскольку в перспективе такой подход окажется губительным, государство и бизнес пытаются снизить негативный эффект.
Глава НПС признает, что без поддержки властей пройти кризис будет крайне сложно. Даже в лучшие годы для строителей хорошей рентабельностью по проекту считались 10-15 процентов, причем в дорожной сфере цифры были заметно ниже — 2-3 процента, а теперь ситуация значительно хуже.
В качестве мер поддержки Крапивин предложил, во-первых, сформировать четкий план проектов на среднесрочную перспективу с обязательствами по финансированию, а во-вторых, разместить часть авансов по госконтрактам на особых банковских счетах. Это позволит компаниям хотя бы получать проценты на остатки, потому что сейчас средства находятся на казначейских счетах и постепенно обесцениваются.
Также он призвал утвердить зарплаты в строительном секторе, чтобы подрядчику при получении контракта не приходилось доплачивать сотрудникам из своих средств. С нынешними норматива ми государство уверено, что трудовая сила обходится бизнесу гораздо дешевле, и поэтому устанавливает неадекватную стоимость контракта.
Ранее Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИк) подтвердила, что половина системообразующих компаний инфраструктурного строительства в России столкнулась с угрозой банкротства. Главной проблемой эксперты назвали низкую рентабельность строительства.