Российский рынок труда: основные способы удержания сотрудников в условиях кадрового дефицита
Размер зарплат, а не компенсации и льготы, по-прежнему остаётся основным средством привлечения и сохранения работников в России. Об этом говорится в подготовленном hh.ru обзоре программы благополучия сотрудники «Коммерсантъ».
По результатам проведённого опроса платформы, 1,3 тыс. работников и 275 компаний высказались, что, хотя компании по-прежнему включают в соцпакет добровольное медицинское страхование (ДМС), психологическое консультирование и профессиональное обучение, за год доля этих средств, несмотря на рост дефицита кадров, увеличилась незначительно. Так, в случае с ДМС, остающимся ключевым элементом программы поддержки, показатель вырос на 6 процентных пунктов — его в числе используемых назвали 43 процента респондентов.
Также отмечается отсутствие значимого роста и по части специальных инструментов удержания работников, в том числе программ их карьерного развития.
Эксперты указывают, что попытки справиться с нехваткой кадров и высоким уровнем их «текучки» в основном за счёт роста зарплат в перерасчёте на одного сотрудника обходятся работодателям дороже, чем инвестиции в соцпакет или, например, в бренд работодателя.
Как выяснили аналитики РАЭН, по итогам 2023 года дефицит кадров в России составит 4,8 миллиона человек, а проблема нехватки работников охватила большинство ключевых отраслей экономики.
Безработица в стране снижается уже несколько лет и во второй год находится на рекордно низких уровнях. На фоне этого в Центробанке растущие быстрая производительность труда зарплаты граждан и в целом ситуация на рынке труда одним из факторов жесткой денежной кредитной политики регулятора, а правительство пересматривает ограничения для вовлечения на рынок труда молодежи, пенсионеров и готовых работать больше россиян.