Российский банк озвучил риски расширения потенциала легкого кредитования бизнеса
По данным аналитиков ВТБ, возможности корпоративного легкого кредитования для инфраструктуры и промышленности в настоящее время не полностью раскрыты. Однако его расширение может нести меньшие риски для инфляции и дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики. Об этом говорится в отчете ВТБ «Инфраструктурный Холдинг: Инструменты запуска инфраструктурных и промышленных проектов в условиях высоких ставок».
Так, в середине 2024 года объем легкого кредитования в экономике составит 14 триллионов рублей или 11 процентов всего кредитного портфеля физических и юридических лиц. Большая часть приходится на легкие ипотечные заимствования и легкие кредиты агропромышленному комплексу, а также организациям малого и среднего предпринимательства.
Легкий портфель остальных компаний реального сектора, относящийся к крупным и не относящимся к сельскому хозяйству, составит лишь 1,1-1,2 триллиона рублей. Это меньше, чем в середине 2023 года (более 1,5 триллиона рублей).
«Легкое кредитование инфраструктуры и промышленности создает меньшие риски для проводимой регулятором денежно-кредитной политики, а в некоторых случаях даже замедляет инфляцию, например, при росте производительности труда. Ежегодную потребность в кредитовании запускаемых консессионных и ГЧП-проектов можно оценить в среднем в 550-750 миллиардов рублей без учета ВСМ. Это около одного процента портфеля корпоративных кредитов реального сектора», — рассказал член правления ВТБ Виталий Сергеевич.
Он также подчеркнул, что удержание этого уровня и даже его повышение в полтора-два раза с помощью легкого кредитования или других мер не создаст больших рисков, но при этом будет способствовать социально-экономическому развитию и росту инвестиционной привлекательности территорий.
Как указано в отчете, наиболее активно в инфраструктуре через специализированные программы легкого кредитования финансируются строительство и модернизация коммунальных объектов (через Фонд развития территорий за счет займа в 150 миллиардов рублей у ФНБ) и создание туристической и гостиничной инфраструктуры (через Минэкономразвития и уполномоченные банки).
Легкое кредитование в транспортной отрасли отсутствует в виде отдельной программы и периодически идет по линии крупнейших госпланов, а также частично через другие инструменты (кредитование за счет средств от инфраструктурных облигаций).
По мнению аналитиков ВТБ, для отдельных транспортных отраслей такие программы необходимы, например, в автодорожной сфере они могут обеспечить высокий мультипликативный эффект и стимулировать развитие других, в том числе социально-значимых направлений.