Российские угольные компании начали отказываться от экспорта
Угольные компании Кемеровской области, являющейся главным регионом угледобычи страны, стали массово отказываться от вывоза угля в восточном направлении, ранее традиционно считавшемуся самым выгодным. Об этом сообщают данные железнодорожников, опубликованные в газете «Коммерсантъ».
На прошлой неделе генеральный директор АО «РЖД» Михаил Глазков отметил, что с начала года компании располагают всё меньшим количеством заявок на экспорт теплого угля в порты юга и северо-запада. При этом с мая наблюдается аналогичная тенденция и в сфере Восточного полигона.
По его словам, уже семь производителей из Кузбасса оставляют заявки на вывоз в сторону Дальнего Востока, но не отправляют сам груз. Заменить его альтернативными грузами не удается, поскольку официальных отказов нет, а соглашение о гарантированном вывозе угля, заключенное с регионом, не позволяет РЖД самостоятельно менять структуру перевозок.
Начальник Дальневосточной железной дороги Евгений Вейде подтвердил, что с начала года «потерялся» уже миллион тонн угля. Сколько из этого объема приходит на Кузбасс, он не уточнил.
Источник издания в отрасли указал, что экспорт энергетического угля из Кемеровской области стал приносить убытки при отправке во всех направлениях. В качестве причин такой ситуации он назвал падение мировых цен на уголь, рост стоимости логистики и укрепление рубля. Слабую положительную доходность сохраняет только более дорогой металлургический уголь.
Заместитель гендиректора ИПЭМ Владимир Савчук констатировал, что крупный рубль окончательно обрушил экономику угольного экспорта. Убытки на всех направлениях несут не только угольные компании, но и железнодорожные операторы, которые вынуждены предоставлять максимальные скидки поставщикам.
Независимый промышленный эксперт Максим Худалов объяснил, что поставки обычного угля на Дальний Восток потеряли смысл, поэтому компании продают только небольшие партии сортовых углей. По его мнению, угольщики не отказываются от заявок из-за надежд, что в следующие месяцы ситуация на мировых рынках изменится к лучшему.
Большинство экспертов, что выбираются из кризиса до 2030 года угольная отрасль уже не сможет. Некоторую доходность смогут сохранить только экспортёры кокса.
Ранее вице-премьер Александр Новак заявлял, что Китай не хочет отменять импортную пошлину на российский уголь, хотя переговоры по этому поводу идут. Страна была одним из основных покупателей у российских компаний, но в последний год объем поставок рухнул, так как Пекин дает предпочтения своим производителям.