Российские компании заметили возросшую потребность в управлении свободной ликвидностью
Основные потребности бизнеса заключаются в предотвращении кассовых разрывов, возможной защите свободных средств от инфляции и управлении ликвидностью. К такому выводу пришли эксперты Центра банковского консалтинга и прикладных исследований в результате опроса более 500 компаний. Целью исследования стало изучение предпочтений и потребностей бизнеса при управлении свободной ликвидностью, инвестициях и привлечении финансирования.
Однако, как отмечают авторы исследования, большинство (42 процента) компаний все еще придерживаются пассивного подхода к размещению свободных средств, оставляя деньги на текущих расчетных счетах. Юрлицы с крупными остатками (от 50 миллионов рублей) также используют краткосрочные инструменты размещения, такие как счета овердрафта (75 процентов) или депозиты сроком до месяца (38 процентов).
При этом, половина компаний не планирует выводить деньги в виде дивидендов в течение следующих двух лет — эти средства могут быть реинвестированы в бизнес или использоваться для размещения.
Инструменты фондового рынка пока освоили только 11 процентов компаний, что говорит о высоком потенциале развития 2W-направления на рынке управления активами.
Каждая третья опрошенная компания использует упрощенную систему налогообложения (УСН), однако 87 процентов респондентов не видят ограничений, связанных с УСН, для своей инвестиционной активности, что также подчеркивает необходимость внешней поддержки для бизнеса при управлении денежными средствами — инвестиции могут привести к изменению налогового режима компании с УСН. Таким образом, сотрудничество с внешними экспертами и передача активов под внешнее управление для компаний пока в новинку.
«Исследование, проведенное нами в сотрудничестве с Финансовым университетом, четко показывает, что у российского бизнеса существует высокая потребность в поиске новых эффективных способов управления ликвидностью. Это все чаще стимулирует компании искать решения на фондовом рынке. И здесь мы видим огромный потенциал для развития 2W-направления на российском рынке инвестиций», — рассказал руководитель блока корпоративного бизнеса УК «Альфа-Капитал».
Директор Центра банковского консалтинга и прикладных исследований Финансового университета в свою очередь отметил, что в ходе исследования удалось подтвердить ряд важных стратегических гипотез, особенно для верхнего сегмента малых и средних компаний.
«Респонденты выразили потребность в комплексной поддержке, требующей казначейской и инвестиционной экспертизы, которой у компаний этого сегмента в большинстве случаев нет. Также опрос показал, что управляющим компаниям важно повышать доверие своих клиентов и инвестировать в высокий уровень экспертизы», — добавила она.
В опросе, проходившем с ноября 2024 по январь 2025 года, принимали участие 533 компании. Основная аудитория представлена компаниями с выручкой до 500 миллионов рублей (94 процента) и средними остатками на счетах в пределах 50 миллионов рублей (95 процентов). Доминирующие сферы деятельности: торговля, производство, транспорт, строительство.