Российские исследователи выявили основные финансовые ошибки граждан
Сервисы персонального финансового менеджмента (PFM), использующие искусственный интеллект в приложении «Онлайн», помогли обнаружить типичные ошибки в управлении личными финансами. Наиболее распространённые из них — это платные подписки, которые игнорируются пользователями, а также импульсивные покупки и отсутствие накоплений, даже при стабильном доходе. Об этом рассказал на Финансовом конгрессе старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка.
По данным Сбербанка, в среднем клиенты теряют около тысячи рублей в месяц на забытых подписках. Между тем виртуальный ассистент Салют в ответ на вопрос «Куда привязаны мои карты», оперативно предложит проверить, к каким сервисам привязаны карты и счёта, и при желании отпишется от ненужных.
Ещё одна крупная статья расходов — импульсивные покупки на маркетплейсах. Как показывают данные анализа, более 60% таких трат не связаны с финансовыми целями и не сопровождаются системным накоплением, отметил топ-менеджер Сбербанка.
У пользователей с высокой долей спонтанных трат уровень сбережений в среднем на 30% ниже, чем у тех, кто планирует расходы и использует функции постановки целей и отслеживания прогресса.
В PFM Сбер также выявили ещё один типовой сценарий: отсутствие накоплений при регулярных поступлениях. Более 40% клиентов с регулярными доходами не создают финансовых целей в приложении и не используют накопительные счета. У этой группы характерны хаотичные переводы между счетами и отсутствие стратегии накоплений — в результате даже при стабильном доходе не формируется подушка безопасности.
«Финансовое здоровье — как физическое: мы не всегда замечаем, где теряем силы или ресурсы. Искусственный интеллект помогает взглянуть на свою финансовую жизнь со стороны, выявить слабые места и получить понятные рекомендации. Он выступает своего рода финансовым навигатором. Как шагомер, который не заставляет двигаться, но помогает понять, сколько ты прошёл, так и ИИ в финансах даёт опору и ясность», — отметил Руслан Вестероский.
Сегодня свыше 10 миллионов клиентов Сбер регулярно пользуются PFM с встроенным искусственным интеллектом. 15 процентов из них ежемесячно выполняют хотя бы одно персональное рекомендации: переходят на более выгодный накопительный продукт, пересматривают структуру расходов, оформляют налоговые вычеты.
Пользователи сервиса «Портфельная аналитика» показывают среднемесячную доходность на 2% выше рыночных бенчмарков. Они активнее управляют своими портфелями и реже совершают эмоциональные сделки.
Также вырос интерес к инвестиционным рекомендациям ИИ: число клиентов, использующих их, увеличилось на 31% за год. Особенно востребованы эти советы у начинающих инвесторов, для которых ИИ стал входной точкой в сложные темы.
«Главная ценность ИИ в том, что он помогает человеку лучше понимать свою финансовую картину. Он предлагает подсказки, основанные на целях и привычках самого пользователя. Мы встроили ИИ в повседневный пользовательский опыт — так, чтобы он дополнял человеческий выбор, а не заменял его. Если человек хочет разбираться, как планировать бюджет, накопить на отпуск или оптимизировать портфель — ИИ всегда под рукой. Для нас важно не просто предлагать продукт, а помогать клиенту осознанно подойти к своим решениям — понимать, что он делает, зачем и что это ему даст», — отметил Руслан Вестероский.