Российские банки рассказали о сложной ситуации
На финансовом рынке России наблюдается ухудшение ситуации из-за введения новых норм в борьбе с мошенничеством, которые вступили в силу 1 сентября. Данные сведения предоставлены в письме Национального совета финансового рынка (НСФР) к главе Центробанка и премьер-министру.
В документе, адресованном председателю Центробанка, руководители банковской сферы предупредили, что под блокировку могут попасть почти треть всех их телефонных коммуникаций с клиентами.
Авторы письма подчеркнули, что рассматривают такую ситуацию как реальную угрозу «практически полной парализации информационного взаимодействия финансовых организаций со всеми клиентами», включая сферу борьбы с мошенничеством и легализацией преступных доходов.
Кредитные, микрофинансовые, страховые и коллекционные организации не могут связываться с гражданами. Это приводит к заметному росту затрат на услуги связи.
Представитель Центробанка, комментируя обращение, отметил, что в регуляторе считают ошибочной блокировку звонков для оповещения клиентов финансовыми организациями. Глава НСФР объяснил, что операторы связи оказались не готовы к новым нормам и теперь блокируют вызовы на основании собственных риск-моделей. При этом возможности у банков нет, разве что обращаться в суд, что занимает много времени.
По его словам, особенно остро могут пострадать добросовестные заемщики, которые просто забывают о платежах. Банки регулярно напоминают клиентам о приближении очередного срока, после чего 90% сразу же совершают платеж. В новых условиях они могут столкнуться с финансовыми потерями из-за своей невнимательности.
НСФР предложил зафиксировать понятие «массовые вызовы» в законодательстве и вывести из него банковские звонки, совершаемые в соответствии с требованиями регуляторов и клиентских договоров, а также для противодействия мошенничеству и взыскания просроченной задолженности. Кроме того, банки хотели бы ограничить размер платы за услуги по маркировке звонков и массовым вызовам, переложив ответственность за операторы связи на финансовые организации, если с клиентом, находящимся под воздействием мошенников, не смогли связаться.
Операторы мобильной связи, комментируя жалобу банков, указали, что действуют согласно законодательству, а рекламные звонки банков с предложениями услуг являются для клиентов таким же раздражающим фактором, как и любой другой спам. В то же время, партнер и руководитель практики Tech в компании Complay Сергей Сайганов полагает, что проблема блокировки нужных клиентам звонков банков пока не решается.
Эксперт указал, что требования законов для операторов расплывчаты, а наказание сурово, поэтому они обязаны будет перестраховываться и избегать рисков.