Россия вводит массовое закрытие таксопарков
В течение ближайшего года ожидается, что российский рынок такси может сократиться на 20 процентов. По прогнозам, к концу 2026 года остановят свою деятельность еще десять процентов таксопарков, что приведет к сокращению общего числа компаний почти на треть. Такие изменения стали возможны при сохранении текущих тенденций, о чем сообщают крупные участники рынка в издании «Известия».
Основной причиной негативного развития ситуации называется невозможность обновления автопарков и устаревание технического оборудования. Ключевым фактором также является высокая ставка, затрудняющая получение кредита для многих представителей бизнеса. В России отсутствуют специальные лизинговые программы для такси. Вследствие снижения доступности услуг произойдут рост цен.
Руководитель таксопарка Multi taxi отметил, что ситуация особенно сложная для молодежных компаний, которые вышли на рынок три года назад. У них еще нет резервов, а техника, которую они используют, подходит под пределы срока службы.
Изменения в налоговом законодательстве, вступающие в силу с 2025 года, также негативно скажутся на доходах. Инвестор таксопарка «Шоколад» Спартак Заболотский подчеркнул, что перед банкротством такие компании постараются уйти в тень и дробить бизнес, чтобы попытаться сократить налоги.
Он также отметил, что ужесточение регулирования отрасли приведет к оттоку кадров, что лишь усугубит ситуацию. Таким образом, бизнесу придется тратить больше средств на оплату труда оставшихся водителей.
По оценке «Шоколада», до тех пор пока ключевая ставка не снизится хотя бы до 13 процентов, работа машин такси с четырехлетним периодом эксплуатации будет оставаться убыточной. При этом с новыми машинами рентабельность и вовсе падает до минус 20 процентов.
Генеральный директор такси «Авеню Групп» Омар Багамаев напомнил, что влияние оказывает и существенное ухудшение качества автопарка. Если на машинах Hyundai, Kia, Skoda, Volkswagen и Toyota можно было добиться окупаемости за три года, то российские и китайские уже через полтора года требуют дорогостоящего ремонта трансмиссии.
Региональный директор «Автоли́зинг» Дмитрий Виссарионов отметил, что программа лизинга колесной техники от 10 до 35 процентов для такси негодится. По итогам первых четырех месяцев года рынок лизинга новых автомобилей упал на 44,8 процента, так как многие компании перестали интересоваться автомобилями.
Коммерческий директор ГК «Альфа-лизинг» считает, что к концу года число сделок упадет еще на пять-семь процентов. Председатель общественного совета по развитию такси Ирина Зарифова предположила, что из-за всех сложностей автопарки будут пополнять серый сектор перевозок, что только увеличит цены на услуги такси.
Ранее СМИ сообщали, что в апреле и мае спрос на легковые автомобили у сервисов такси и каршеринга резко вырос. Компании начали активно закупать новые и поддержанные иномарки из-за грядущего требования о локализации машин, который, по мнению самих перевозчиков, фактически делает производство безальтернативным для бизнеса.