Разработчик «Байкала» сообщил о серьезных проблемах с самолетом
Недавние сообщения о сложностях в процессе разработки легкого многоцелевого самолета «Байкал», который становится все более известным благодаря СМИ, активизировали дискуссии касательно текущего статуса проекта. Генеральный директор Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) Леонид ЛуUGIN озвучил данные проблемы в интервью.
Он обозначил существующие недостатки, однако уточнил, что не намерен классифицировать их как критические или драматические. По словам ЛуUGIN, для решения этих вопросов привлечены специализированные институты, такие как НИЦ имени Сибирского, НИИ Чаплыгина, Госконструктор и ГКНИПАС. Специалисты активно работают над проблемами, начиная с января и предполагается завершить в апреле.
На данный момент, как заявил глава УЗГА, работы ведутся в соответствии с графиком и без задержек. Сертификация самолета «Байкал» планируется на конец 2026 года, когда производитель сможет передать первые пять машин заказчику или другим контрагентам.
ЛуUGIN добавил, что предварительные планы поставок с 2024 года не учитывали возможности получения иностранных двигателей и воздушного винта, хотя на тот момент все санкции уже вступили в силу. В результате работы по сертификации «Байкала» с иностранными комплектующими столкнулись с необходимостью модернизации.
Глава УЗГА не стал комментировать новое техническое задание в рамках контракта на замену двигателя, из которого стало понятно, что требования к самолету были существенно изменены. Вместо этого он сообщил, что российский двигатель ВК-800, который на данный момент не готов и не сертифицирован, может оказаться предпочтительным выбором среди лидеров рынка. У него заявлены меньший вес и удельный расход топлива, а также большая мощность.
Объем поставок «Байкалов» до 2030 года также стал предметом обсуждений, и ЛуUGIN затруднился с его определением. Текущая версия программы развития гражданской авиации предполагает поставку 139 бортов, но глава УЗГА заметил, что она подлежит пересмотру, а в плане сроков, скорее всего, сдвинется. В 2027 году предполагается производство не более пяти машин, то есть тот же объем, что и в 2026-м.
Что касается цен, то ЛуUGIN предположил, что «Байкал» выйдет не дороже американских Cessna Grand Caravan, которые без учета доставки и других расходов стоят от 2,3 до 3,4 миллиона долларов.
Обсуждения проекта возобновились после того, как в середине мая вице-премьер, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), заявил, что проект «Байкал» зашел в тупик, ожидать его поставок не стоит, а думать над тем, как удержать от списания самолет, производившийся около полувека назад.
Его заявления позднее подтвердили Минтруд и первый вице-премьер, указавшие, что на доработку самолета выделены средства. После этого Трутнев сообщил, что собирает специалистов и узнает у них, можно ли что-нибудь сделать с проблемным проектом.
В феврале источники сообщали, что для доработки «Байкала» понадобится не менее пяти лет и десятки миллиардов рублей, так как самолет нуждается в почти полной переработке, даже без учета отсутствующих двигателей и винта.