Прогноз снижения грузопотока на российских железных дорогах до начала века
В 2025 году ожидается снижение грузопотока на сети до 1,1 миллиарда тонн, что составляет падение на семь процентов. Об этом сообщается в прогностическом анализе аналитической компании «Эйлер».
По данным последнего отчёта транспортной монополии, подобные уровни грузопотока наблюдались в начале века — в 2002 году. Обвал грузопотока касается большинства категорий перевозок, за исключением удобрений.
Согласно прогнозу, перевозка угля сократится на три процента, до 321 миллиона тонн, нефти и нефтепродуктов — на семь процентов, до 193 миллионов тонн, черных металлов — на 14 процентов, до 52 миллионов тонн, строительных грузов — на 19 процентов, до 90 миллионов тонн, а зерна — на 45 процентов, до 17 миллионов тонн. Также ожидается снижение на один процент, до 108 миллионов тонн, в перевозке железной и марганцевой руды.
Восстановление грузопотока, по ожидаемым оценкам, не произойдёт ранее 2026 года. Согласно прогнозу «Эйлер», в следующем году данный показатель может увеличиться на четыре процента. В 2024 году грузопоток на железных дорогах упал на четыре процента, при этом в конце года в РЖД прогнозируют, что за предыдущие 12 месяцев данный показатель достигнет 1,24 миллиарда тонн.
Сложившаяся тенденция, по мнению экспертов «Эйлер», связана со снижением внутреннего спроса на ряд товаров и экспортом по причине укрепления рубля. Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин считает, что по итогам года грузопоток упадет на 2,5-8 процентов, однако в отдельных категориях падение составит 30-35 процентов.
Независимый промышленный эксперт называет основной причиной снижения грузопотока проблемы в строительной отрасли из-за трудностей с кредитами и проектным финансированием.
Ранее Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) указывал, что для железнодорожных операторов перевозка угля, предназначенного на экспорт, становится убыточной и не позволяет окупать технику. В Федеральной грузовой компании подтвердили, что снижение ставок привело к тому, что теперь они находятся «гораздо ниже уровня окупаемости вагонов».