Поставки российского угля за рубеж сократили убытки
В первом квартале 2023 года экспорт российского энергетического угля через дальневосточные порты, традиционно являющиеся выгодными маршрутами, принес компании заметное снижение убытков. Об этом сообщает консалтинговая компания «Технолоджи доверия», ранее известная как подразделение PwC в России.
Ситуация с продажами топлива остается сложной. В апреле цены не изменились. При поставках угля из Кемеровской области, основного угольного региона страны, наблюдается отрицательная рентабельность, которая составила минус 259 рублей за тонну, в то время как в декабре этот показатель составлял 1,7 тысячи рублей.
Основной причиной такого положения дел специалисты называют падение цен на международных рынках на 10 процентов и укрепление рубля, что в совокупности привело к заметному снижению стоимости топлива в национальной валюте на 30 процентов.
На фоне данной динамики рублевые тарифы на фрахт, перевалку в портах и аренду полувагонов также не изменились, однако такой компенсации оказалось недостаточно. В результате 80 процентов всего угольного экспорта России, учитывая самые дорогие координаты, оказались убыточными.
Ведущими экспортерами угля остаются компании, отправляющие уголь в Китай через порты Балтийского моря. На такие расходы экспортерам приходится идти из-за недостаточной пропускной способности железных дорог к портам Дальнего Востока.
В «Тедо» ожидают, что мировые цены на энергетический уголь в 2023 году останутся на низких уровнях. В одном из сценариев роста стоимости топлива не ожидается в течение пяти лет.
Аналитики ФГ «Финам» указывают, что угольная отрасль столкнулась с «идеальным штормом». Без государственной поддержки бизнес ускорит сокращение инвестиций, необходимых для поддержки добычи, и уйдут закрытые шахты.
Ранее в Минэнерго сообщали, что 27 угольных компаний находятся на грани банкротства, а еще 62 — в сложной ситуации. На этом фоне глава ведомства представил проект антикризисной программы поддержки угольной промышленности страны. Его обсуждение продолжается. Документ, в частности, предусматривал снижение железнодорожных тарифов на перевозку угля, хотя утверждают, что такая мера не повлияет на убыточные компании.