Перевозчики столкнулись с коллапсом на границе с Казахстаном
Объем перевозок грузов из России по сравнению с прошлым годом увеличился на 32%, в то время как тарифы выросли на 25%. Увеличение было обусловлено проблемами на границе, которые продолжают наблюдаться на транзитных коридорах. Об этом сообщается в письме президента ассоциации «Автогрузэкс» министру по таможенному сотрудничеству, опубликованном в интернет-издании «Ленты.ру».
В документе также указывается, что время на пересечение границы значительно увеличилось. Одной из основных причин данного сценария стал регулярный контроль грузов. Ситуация усугубляется недостаточной эффективностью передачи данных между службами, а также об обменом VIN-номерами и страховками.
Расходы на прохождение границы составляют около 20 тысяч рублей, что уже включено в тарифы. За последний год количество пересечений границы увеличилось в два раза, что может занять до трех суток.
По оценкам Филатова, контроль со стороны Казахстана за грузами из России усилился, в то время как инфраструктура остается неготовой к такому объему. С начала года по август наблюдается рост в четыре процента по сравнению с предыдущим годом, достигнув 99% в некоторых пунктах.
Республика Казахстан усилила контроль за оформлением сопроводительных накладных и транспортировкой отдельных категорий товаров, что может быть связано с западными санкциями.
Отмечается, что некоторые пункты пропуска не готовы к такой активности. Например, на пункте «Петухово-Жан» не хватает полос и подъездных путей, что создает очереди, а на пункте «Бугристое-Кайрак» постоянно возникают проблемы с данными электронной очереди.
В конце прошлого месяца Министерство финансов Казахстана предложило поправки в правила пересечения границы для грузового транспорта, что должно ускорить процесс. Вместе с тем, в «Автогрузэкс» отмечают, что изменения могут привести к дополнительным расходам перевозчиков и повышению тарифов.
Ассоциация предложила принять ряд мер, которые могли бы снизить остроту проблемы. В частности, речь идет о введении критериев распределения приоритетных мест в очереди, синхронизации правил приоритетного пересечения границы с российской стороной, обновлении механизмов синхронизации данных между странами (это могло бы сократить время прохождения границы до 30 процентов) и ускорении модернизации пунктов пропуска, что уже частично началось.
Ситуация на границе с Казахстаном «Автогрузэкс» обсуждала еще в июне. Тогда эту информацию подтвердили и другие представители транспортной отрасли. Однако о каких-либо предпринимаемых мерах с того времени не сообщалось.