Ожидается увеличение доходов России от нефтяных продаж при падении цен
Пересмотр схемы расчета нефтяных налогов России, которая вступит в силу с 2025 года, приведет к тому, что даже при ожидающемся падении цен доход бюджета от экспорта вырастет. Об этом говорится в консенсус-прогнозе Центра ценных индексов (ЦЦИ) РБК.
Как указано в документе, в прошлом году средняя цена сорта Urals, используемая для расчета налогов, составила 67,85 долларов за баррель. В первом квартале эксперты прогнозируют ее снижение до 67,5 долларов, а к четвертому кварталу — до 65 долларов.
Эти оценки ниже, чем приводятся в сентябрьском прогнозе, лежащем в основе текущего бюджета. Там сказано, что в 2024 году средняя цена составит 70 долларов за баррель, в 2025 году — 69,7 долларов, а в 2027 году — 65,5 долларов.
Однако такие ожидания публиковались до инициативы Минфина о налоговых поступлениях от нефтяной отрасли, утвержденной в конце прошлого года. В прошлом году налоговая цена Urals была связана только с этим сортом нефти, то есть власти пытались найти адекватный уровень на его основе. Например, ее могли получать по формуле цена на сорт Brent минус дисконт или стоимость на базе поставки FOB (передача в порту страны-отправителя) плюс два доллара. Теперь же в схему расчета включена цена на премиальный сорт нефти ESPO, который отправляется на экспорт из портов Дальнего Востока.
В ЦЦИ полагают, что такая новация позволит дополнительно изъять из нефтяной отрасли 38 миллиардов рублей налогов. Для этого, пояснил старший аналитик ЦЦИ Алексей Политов, разница между ценой на ESPO, которая выше из-за лучших характеристик, и Urals должна сохраняться на уровне 10 долларов за баррель.
Аналитик ФГ «Финам» Сергей Каунан отметил, что компании, у которых в портфеле нет сорта ESPO, например, или, пострадают больше тех, у кого он есть.
Ранее сообщалось, что после введения самых серьезных с 2022 года санкций в отношении российской нефтяной отрасли, введенных 10 января, дисконты на сорт ESPO составили 8,4 долларов, до 10 долларов за баррель. Поводом стало сложность с танкерами для обслуживания рейсов (их фрахт стал стоить гораздо дороже) и отказ ряда китайских портов и предприятий от получения партий из России.