Объём производства грузовых вагонов в России сократился
В период с января по июль 2025 года объем выпуска грузовых вагонов в России снизился на 17 процентов по годовому сравнению, составив 34,2 тысячи единиц. Эти данные были озвучены в отчете «Объединения вагонастроителей» (ОВС), куда входят крупнейшие игроки рынка, такие как РСА.
В январе на совещании в Минтрансе рассматривались прогнозы, согласно которым выпуск по итогам года должен был вырасти на 4,1 процента. Однако с февраля в отрасли стал наблюдаться спад. По оценкам союза, негативная динамика будет усиливаться.
Предприятия сталкиваются с отказом операторов от ранее подписанных контрактов, что приводит к снижению загрузки, а в дальнейшем возникают проблемы с нормальным функционированием, если не идти на сокращение персонала.
Существенно уменьшилось производство хопперов (необходимых для перевозки зерна, удобрений и других сыпучих грузов) — на 80 процентов, до 2,2 тысячи единиц. Рост выпуска наблюдается в сегменте инновационных полувагонов (с большей вместимостью), нефтебензиновых цистерн и фитинговых платформ, в совокупности они дали 22,6 тысячи вагонов.
Как сообщает издание «РЖД-Партнер», одновременно падает производство всех основных узлов грузовых вагонов. Например, выпуск цельнокатаных колес упал на четверть, а производство поглощающих аппаратов — на 29 процентов.
Источник в крупном операторе отмечает, что нынешние уровни цен на вагоны и кредитных ставок делают в основном невыгодной покупку нового подвижного состава. В свою очередь, как заявил исполняющий директор ОВС Евгений Семенов, повлияли также низкий уровень списания парка вагонов по сроку службы и значительное падение погрузки на сетях РЖД.
При этом в РЖД указывают, что новый парк все равно поступает операторам быстрее, чем выбивается старый, поэтому избыточное количество вагонов на сетях продолжает нарастать. На этом фоне в ОВС ожидают, что к концу года производство вагонов достигнет уровня 45 тысяч, что на 39 процентов меньше, чем в прошлом году, а далее выпуск упадет до 40 тысяч единиц.
Ранее аналитическая компания «Эйлер» прогнозировала, что в 2025 году погрузка на сети РЖД упадет на семь процентов, до 1,1 миллиарда тонн, что станет началом века.