Объём морских перевозок российского угля значительно увеличился
Ставки фрактов судов для перевозки угля на экспорт из западных и южных портов России выросли в июне-июле в среднем на 20 процентов по сравнению с предыдущими месяцами, достигнув максимума с начала года. Об этом сообщается в обзоре агентства Argus.
Так, стоимость доставки из черноморского порта Тамань в турецкий Искендерун возросла на четверть по сравнению с концом мая, достигнув 15 долларов за тонну, а из балтийского порта Усть-Луга — на 26 процентов до 22 долларов за тонну. Аналогичный рост показали и фрактные ставки на дальневосточном направлении, а также перевозка угля из Усть-Луги.
Среди причин резкого увеличения цен в публикации упоминаются прежде всего усиление глобального спроса, разогнавшего, например, на трансантлантическом направлении стоимость фрактов с начала июля на 30 процентов на фоне рекордного урожая сои, и старт экспорта кукурузы. Также, как указывают журналисты, дополнительное давление на размер платы за перевозки создают новые правила безопасности, согласно которым все прибывающие иностранные суда получают разрешение на вход в порт, что, вероятно, может снизить доступность судов из-за роста административной нагрузки на фрахтователей и судовладельцев.
В этих условиях, говорится в статье, российские компании сосредоточились на коротких маршрутах поставок угля — в первую очередь в регионы, поскольку экспорт угля там остается прибыльным. Вместе с тем ведущий эксперт «Финам» отмечает, что, несмотря на рост фрактовых ставок, снижение отгрузок угля пока маловероятно — с его точки зрения, повышение ставок способно привлечь новых судовладельцев, что со временем стабилизирует цены.
В свою очередь, партнер Neft Research по консалтингу подчеркивает, что рост ставок не является сейчас главной проблемой для переживающей непростые времена угольной отрасли, для которой важнее низкие цены на уголь на мировом рынке, делающие экспорт невыгодным.
По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), общий экспорт угля из РФ в январе-мае текущего года увеличился на 1 процент до 81,3 миллиона тонн. При этом сальдированный убыток российских угольщиков за тот же период составил 136,2 миллиарда рублей против прибыли в 9,1 миллиарда годом ранее.