Кризис в российском рынке грузоперевозок
С осени 2022 года российский рынок грузоперевозок столкнулся с серьёзными проблемами, что подтверждается потерей пятой части транс-портных компаний, что свидетельствует о полномасштабном кризисе в отрасли. Об этом сообщают профильные ассоциации.
Согласно информации ассоциации «АвтогрузЭкс», наблюдается резкое снижение как уходов, так и сдачи техниче-кого ли-зингования. Как сообщили в ГК «Альфа-лизинг», количество возвращённых грузовиков удвоилось по сравнению с началом 2024 года.
Ассоциация «Грузавтотранс» подтвердила, что около 30 российских транспортных компаний закрыли свои бизнесы, ссылаясь на невозможность оплачивать долги и лизинг. Президент ассоциации пояснил, что низкий уровень тарифов не позволяет покрывать даже себестоимость услуг, из-за чего в прошлом году многие участники отрасли завершили свою деятельность с отрицательной рентабельностью.
В «АвтогрузЭкс» уточнили, что при сбоях в платежах лизинговые компании отказываются от транспортных средств, и они остаются на батарейках, потому что желающих их взять нет. В общей сложности на стоянках скопилось порядка 20 тысяч грузовиков.
Президент ассоциации рассказал, что в феврале они обращались к премьер-министру с просьбой поддержать отрасль. В числе просьб была о отсрочке по взносам во внебюджетные фонды, компенсации лизинговых взносов по договорам 2023-2024 годов и льготное кредитование на сумму до 500 миллионов рублей. В общей сложности сумма запрашиваемой поддержки оценивается в 19 миллиардов рублей.
По словам Филатова, без помощи государства транспортная отрасль может оказаться в негативном сценарии. Уже во втором полугодии может начаться монополизация рынка, затем произойдет резкий рост тарифов, который в конечном итоге скажется на потребительских ценах.
Ранее в «АвтогрузЭкс» также отмечали, что китайские перевозчики начали собирать заказы в России. Они могут позволить себе демпинг, снижая стоимость доставки грузов на 20 процентов по сравнению с отечественными компаниями, что также отражает выход из стратегической отрасли российского бизнеса.