«Кризис импортозамещения: причины и последствия для крупных компаний»
Крупные российские компании сталкиваются с проблемами, вызванными кризисом импортозамещения. Со временем они осознают сложности замены поставщиков оборудования и поиск аналогов от отечественных производителей.
Многие необходимые товары по-прежнему закупаются за границей через третьи страны. Сложнее всего приходится производителям, которые пытаются найти замену импортным комплектующим.
Большинство компаний закупают товары за границей
О кризисе следует из опроса директоров по закупкам почти 60 компаний — лидеров рынка из 15 отраслей, в первую очередь металлургической, нефтегазовой и строительной, с результатами которого ознакомился «Ведомости».
Основные проблемы вызваны усложнением и удорожанием логистики, проблемами с трансакционными платежами и отказами многих подрядчиков работать с российскими компаниями, объяснил исполнительный директор практики по повышению эффективности закупок «Тедо».
Заявляется, что у большинства компаний 70 процентов закупок осуществляется на внешнем рынке — сейчас подавляющая часть каналов поставки приходит из стран Восточной Азии. Также закупки товаров идут через другие страны.
Белыйский добавляет, что множество компаний до сих пор полагаются на временные меры, такие как покупка недоступных в России запчастей и компонентов в странах, которые ведут посредническую торговлю. По его мнению, решить проблемы получится, когда все компании во всех отраслях проведут ощутимый прогресс по локализации и работе с аналогами.
Импортозамещение на низком уровне
В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) провели анализ уровня импортозамещения в различных секторах. По словам руководителя направления анализа, он основывался на соотношении импорта и валовой добавленной стоимости.
По данным за прошлый, 2023 год, лучше всего с импортозамещением справлялись в производстве резино- и пластмассовых изделий, бумаги, электрооборудования и фармацевтики. Сложнее всего пришлось автопромам. Сальников указал, что он не смог адаптироваться к изменениям.
По его оценке, результаты получатся назвать эффективными только через 10–15 лет.
Вице-президент же указала, что вопросы импортозамещения часто упираются в рентабельность: наличие ресурсов и мощностей не гарантирует спрос и, как следствие, окупаемости предприятия, созданного под конкретные задачи. По её мнению, проблему упростит создание системы информационного взаимодействия — платформы, где предприятия-заказчики могли бы в режиме реального времени получать оперативную информацию о наличии того или иного производства в стране.
Крупнейшие компании не признают кризис
«Ведомости» утверждают, что опрошенные ими крупнейшие отечественные предприятия не подтвердили, что испытывают трудности с импортозамещением. Например, производитель железнодорожного транспорта сообщил, что им удалось найти необходимых поставщиков, а импортные детали заменить российскими аналогами или деталями из дружественных стран. Там указали, что за три года заместили более 5000 запчастей для конструирования электроизделий и тепловозов.
Заявил, что не испытывает технических и внутренних проблем с импортозамещением. Тем не менее представитель госкорпорации назвал текущую ситуацию на рынке вызовом, который требует мобилизации ресурсов, новых разработок и времени на их испытание и внедрение.
Представитель заверил, что проблема замены импортного оборудования на отечественное «практически решена», и оценил долю применяемого российского оборудования в 98 процентах. В компании также указали, что отчасти своей потребности «Транснефть» закрывает благодаря собственному производству.
Представитель рассказывал о поэтапном замещении иностранного software российским, но признался, что часто ни один из предлагаемых вариантов не дотягивает до уровня, необходимого крупным холдингам. Перевозчик добавил, что в связи с этим он начал самостоятельно разрабатывать необходимые системы.