Креативная экономика в России: Как в ней зарабатывать?
Сектор креативной экономики в России демонстрирует быстрый рост в последние годы, становясь ключевым элементом успешных бизнес-моделей. В этой области возникают новые профессии и занимаются различные ниши. Значение креативных индустрий для российской экономики стало предметом изучения в первом полноценном исследовании, проведенном совместно с «Рексофт Консалтинг», бюро креативных практик K22, при экспертной поддержке Universal University.
«В рамках исследования мы обрисовали границы нового экономического сектора и смогли определить его масштаб. Для достижения целей нужно понимать, где мы находимся сейчас — сектор генерирует 14,5 трлн рублей в год, в нем занято 4,6 млн россиян. Отмечу, что не менее важно, чтобы российские креативные индустрии были конкурентоспособными на глобальном рынке, чтобы наши бренды экспортировали свою продукцию и услуги на зарубежные рынки», — подчеркнула глава АСИ.
Современные креативные индустрии
Термин «креативные индустрии» появился относительно недавно. В современной экономике к ним относятся виды бизнеса, существующие за счет творческой и интеллектуальной деятельности. В настоящее время они бурно развиваются, вовлекая все больше людей и увеличивая свой вклад в экономику. При этом креативные индустрии сохраняют высокий потенциал развития, в частности, через драйверы экономического роста.
Уровень развития этого рынка в России и его перспективы оценили в полномасштабном исследовании, проведенном Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с НИУ ВШЭ, РОСТТАП, «Рексофтом Консалтинг», бюро креативных практик K22, при экспертной поддержке Universal University.
Она сказала, что значительные цифры, сопоставимые по масштабам с рядом традиционных отраслей, например, со строительством.
«Главное, что через исследование мы увидели прямые и косвенные эффекты креативных индустрий, смогли понять наши сильные стороны, реакцию отраслей на санкции и новые точки роста. Важно, что решения о развитии предпринимательства в этой сфере и далее мы будем принимать на основе системных данных. Наша методология интересна в том числе другим странам, проходящим сейчас аналогичный путь», — подчеркнула Екатерина Черкес-заде.
В перечень креативных индустрий входят музыка, исполнительские искусства, кино и сериалы, анимация, видеоигры, разработка программного обеспечения, медиа и СМИ, книжное дело, реклама и pr, арт-индустрия, народные художественные промыслы и ремесла, культурное наследие, дизайн, архитектура и урбанистика, мода, ювелирное дело и гастрономия. Для проведенного исследования была использована собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности «Креативный сектор», разработанная с учетом позиций бизнеса, экспертного сообщества, федеральных и региональных органов власти Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Исследование охватывает не только производство креативных продуктов, но и деятельность по их продвижению (продюсированию) и распространению. Вместе они образуют креативный сектор экономики.
Хотя их вклад в мировой ВВП относительно невелик — 3,1 процента, впечатляет темп роста мирового экспорта креативных услуг: с 2017 по 2022 год он составил 29 процентов. А сам объем мирового экспорта к 2023 году достиг 1,4 триллиона долларов США.
Развитие креативных индустрий создает мультипликативный эффект в экономике. Прямой эффект — это рост выпуска товаров, работ и услуг, который обеспечивает создание новых рабочих мест и приток доходов в бюджет. Косвенно креативные индустрии стимулируют рост в смежных отраслях по цепочке своих поставщиков, партнеров и контрагентов. Рост ведет к повышению зарплат, что стимулирует спрос — так возникает индуцированный, обуславливая новый рост выпуска в креативных и связанных отраслях.
Экономический вес
Исследование показало, что в России основной вклад в развитие креативной экономики по доле в ВВП вносят информационные технологии (26 процентов), реклама и СМИ (16 процентов) а также гастрономия (14 процентов).
«По инициативе АСИ впервые в России проведена комплексная оценка развития креативной экономики, — подчеркнул директор центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко. — Результаты показали, что креативная экономика быстро растет. Например, выручка сектора выросла вдвоем за 2019–2023 годы, в 1,7 раза выше, чем в среднем по России. Креативный сектор очень разнороден: например, по выручке лидирует программное обеспечение, по производительности труда — реклама и пиар, а по занятости — музыка и исполнительские искусства. Чтобы развивать креативные индустрии, требуется знание тонких нюансов и готовность отходить от типовых схем и общих моделей».
Выручка индустрии «Программное обеспечение» составила 4,4 трлн, «Мода» — 2,7 трлн, «Реклама и pr» — 2 трлн, «Гастрономия» с «Архитектурой и урбанистикой» — по 0,8 трлн, «Медиа и СМИ» — 0,6 трлн, «Кино и сериалы» с «Ювелирным делом» — по 0,4 трлн, книжное дело — 0,3 трлн, исполнительские искусства — 0,1 трлн рублей.
Наиболее высокими темпами с 2019 по 2023 год выручка росла в индустриях «Гастрономия» — 43 процента, «Программное обеспечение и видеоигры» — 34,9 процента, «Музыка» — 22,6 процента, «Культурное наследие, отдых, развлечения» — 21,5 процента, кино, сериалы и анимация — 16,7%.
Количественный аспект
На креативный сектор приходится 10 процентов от общего числа организаций и индивидуальных предпринимателей. С прошлого года численность работников, занятых в креативных индустриях, возросла на 300 тыс. человек — с 4,3 до 4,6 миллиона человек.
Больше всего людей работает в трех индустриях — это «Программное обеспечение», «Реклама и пиар» и «Мода». На них приходится почти половина всех креативных компаний страны: 49 процентов организаций и 66 процентов индивидуальных предпринимателей.
Исследование определило и количество самозанятых в креативном секторе — в 2023 году их насчитывалось 200 тысяч человек. Они чаще всего оказывают информационные услуги — маркетинговые, консалтинговые, рекламные и исследовательские.
Основные средства
Почти вдвое выросла стоимость основных средств креативной индустрии с 2021 по 2023 год: с 727 млрд до 1,4 трлн рублей. Из них на деятельность по созданию креативных продуктов приходится 675,6 млрд рублей, на деятельность по их продвижению (продюсированию) – 64,2 млрд рублей, по распространению – 321,2 млрд рублей, и 356,4 млрд рублей относится к сегментам сопутствующих видов деятельности.
В топ-3 креативных индустрий по стоимости основных средств в 2023 году вошли «Мода» – 307 млрд, «Программное обеспечение» – 232,4 млрд, «Гастрономия» — 168,9 млрд.
Структура занятости
Среди профессий креативного сектора две самые многочисленные группы — это специалисты в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), представители культуры и искусства. Их доля в общей численности креативного класса за 5 лет выросла на 3,8 процентных пункта. Представители сферы ИКТ составляют 26,1 процента от общего числа занятых в креативных индустриях. Специалисты в области культуры и искусства занимают долю в 24,3 процента.
Доля специалистов по рекламе и маркетингу, связанных с общественностью, составляет 15,6 процента. Архитекторы зданий, проектировщики-градостроители, графические и мультимедийные дизайнеры, дизайнеры товаров и одежды занимают долю в 13,8 процента. Профессионалы художественной фотографии, художники-декораторы и оформители составляют 6,6 процента от общего числа занятых. И 5,1 процента составляет доля рабочих художественных промыслов.
Более чем на 100 тысяч человек возросла в 2023 году численность четырех профессиональных групп: это специалисты в сфере ИКТ; в области культуры и искусства; архитекторы, дизайнеры товаров и одежды; проектировщики-градостроители; графические и мультимедийные дизайнеры; специалисты по рекламе и маркетингу, связанных с общественностью.
Молодежные и образованные
Креативные индустрии опережают экономику в целом по доле молодежи и работников с высшим образованием, показало исследование. Если в среднем по стране доля молодежи составляет 28,8 процента, то для креативных индустрий — 32,5 процента.
Выше всего доля работников до 35 лет в индустрии «Видеоигры» — 80,8 процента. За ней в топе «Анимация» — 71,9 процента, «Программное обеспечение» — 54,1 процента, «Мода» — 48,8 процента, «Реклама и pr» — 46,4 процента, «Арт-индустрия» — 39,1 процента, «Медиа и СМИ» — 37 процентов.
Креативные индустрии ушли далеко в отрыв по величине доли работников с высшим образованием: она составляет 56% по сравнению со средним показателем по экономике в 35,4 процента. Еще более впечатляющим выглядит этот показатель по отдельным отраслям: «Видеоигры» — 92,9 процента, «Анимация» — 88,6%, «Архитектура и урбанистика» — 88 процентов, «Программное обеспечение» — 82,6 процента, «Медиа и СМИ» — 78,1 процента, «Мода» — 76,6 процента, «Книжное дело» — 71,6 процента.
Креативный треугольник
Показатели занятости в России авторы исследования оценивали на основе концепции «креативного треугольника». В ее рамках выделяют три группы занятых: специалистов, вспомогательных и интегрированных работников. К специалистам относятся люди креативных профессий, занятых в креативных индустриях, например, это дизайнер в pr-агентстве. Как вспомогательный персонал рассматриваются специалисты прочих профессий, занятых в креативной индустрии, например, бухгалтер в pr-агентстве. Интегрированные работники — это представители креативных профессий, занятые в других секторах, как, например, дизайнер в банке.
Системный подход
АСИ прогнозирует, что в России для креативной экономики в ВВП увеличится к 2030 году вдвое, до 6%. На креативные индустрии уже сделана ставка как на одну из ключевых отраслей развития экономики, в частности, Ханты-Мансийский автономный округ.
Подготовленное АСИ с партнерами исследование включает оценку текущего состояния креативных индустрий, определяет, какие из них имеют наибольший потенциал роста, в каких регионах их концентрация наибольшая, какие меры поддержки необходимы.
Как отметил Николай Ланцев, руководитель практики «Государственных и социальных инициатив» компании «Рексофтконсалтинг», являясь частью экономики знаний, креативная экономика создает на 20% больше добавленной стоимости, чем в среднем в России. «Креативные индустрии сильно различаются между собой, — указал эксперт, — некоторые сфокусированы на сохранении традиций и продвижении культуры, другие используют самые современные технологии. При большом разнообразии у креативных индустрий есть общая проблематика — это импортозамещение средств производства и ПО, обучение и удержание кадров и защита интеллектуальной собственности».
Для системного развития в России креативной экономики существует вся необходимая база. При участии АСИ разрабатывается Концепция развития творческих (креативных) индустрий в стране до 2030 года. В этом году был принят федеральный закон о развитии в России креативной экономики и креативных индустрий, ставший основой для их системной государственной поддержки. Также в этом году увеличении доли креативных (творческих) индустрий в экономике было отмечено в Указе Президента РФ как средство достижения национальных целей.
Подготовлен проект постановления правительства о передаче полномочий по ведению реестра креативных компаний, которые имеют право воспользоваться мерами государственной поддержки. Также Минэкономразвития планирует актуализировать перечень кодов ОКВЭД и добавить к числу креативных индустрий смежные виды деятельности, такие как продвижение и распространение креативных продуктов. Это позволит распространить на них действующие отраслевые льготы, предусмотренные для развития креативной экономики.