Хрупкий баланс. Технологический суверенитет или экология
Суммарный грузооборот морских портов России по итогам 11 месяцев 2024 года составил 815,1 миллиона тонн, согласно статистике Ассоциации морских торговых портов. Это на два процента меньше прошлогодних показателей. Однако относительно докризисного 2021 года показатели выросли — за январь-ноябрь 2021 аналогичный показатель составил 763,7 миллиона тонн. И это очень значимый результат, учитывая сильное санкционное давление, с которым столкнулась Россия в целом и вся транспортно-логистическая инфраструктура страны за последние почти три года.
За это время участникам рынка удалось перестроить логистические цепочки, переориентировать грузопотоки, преимущественно с Запада на Восток, и что самое главное — сохранить при этом экспортные и импортные потоки стратегически важных для страны грузов, которые крайне необходимы для обеспечения устойчивости национальной экономики.
Исходное вещество
Одним из таких грузов является глинозем — основное исходное вещество, используемое в производстве алюминия. В России нет крупных месторождений бокситов, которые используются как сырьё при производстве глинозема, поэтому исторически основной объём глинозема приходился на импортные поставки, частично из Австралии.
В 2022 году Австралия ввела запрет на экспорт в Россию глинозема и алюминиевых руд. Одновременно было остановлено производство на Николаевском глинозёмном заводе на Украине. Эти ограничения поставили Россию перед необходимостью искать за рубежом новые источники почти 40 процентов необходимого сырья. Таковые нашли в Индии, Китае и Казахстане. Кроме того, Россия активно развивает собственное производство глинозема для обеспечения независимости от импорта в алюминиевом производстве, но этот процесс требует времени.
По данным Алюминиевой ассоциации, в России сейчас наблюдается тенденция к росту использования алюминия в промышленности. Уникальные свойства алюминия — лёгкость, прочность, экологичность и возможность многократной переработки — делают его незаменимым материалом для строительства зданий и сооружений, для транспортной отрасли, в частности — изготавливания автомобилей, поездов, судов. Развивается направление быстрозводимой транспортной инфраструктуры из алюминиевых сплавов.
Алюминий также широко используется в военно-промышленном комплексе при производстве ракет, беспилотников, в танкостроении. Это направление стратегически важно для России сегодня.
По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, алюминиевая промышленность — флагман развития базовых секторов промышленности страны, а отечественные алюминиевые предприятия обеспечивают занятость более 600 тысяч человек и активно создают условия для технической независимости России.
На сегодняшний день все три порта в России осуществляют перевалку импортного глинозема. Это морской порт Санкт-Петербурга, порт Ванино и торговый порт Находки, который имеет выход на железнодорожные станции Находка и Мыс Астафьев.
Экологический аспект
Согласно ГОСТу, глинозем относится к веществам четвёртого класса опасности — это «малоопасные» вещества, наравне с асфальтом, автомобильными покрышками, пухом. Но при заметных концентрациях может вызывать у людей некий бытовой дискомфорт — например, на машинах может появляться заметный налёт, как от обычной грязи после дождя.
Все торговые порты, исторически расположенные вблизи к горной черте, сталкиваются с проблемой пылеобразования. Из-за сильных прибежных ветров при перевалке сыпучих грузов, к которым относится не только глинозём, но также, например, уголь, цемент и зерно, можно наблюдать близ портов образование визуальной дымки от этих самых сыпучих грузов.
Такой визуальный эффект не остаётся незамеченным местными жителями, которые начинают беспокоиться и писать во все инстанции. Портовики озабоченность граждан слышат и порой идут даже на невыгодные себе экономические меры в виде установки перевалки, что, например, сделал недавно Находкинский МТП.
Порты оказываются в заложниках с двух сторон. С одной — беспокойные жители, пусть и опасаясь умозрительных последствий для здоровья и экологии, и их озабоченность нельзя игнорировать. С другой — у портов есть обязательства по контрактам, которые они должны исполнять.
Так, Находкинский морской торговый порт быстро перешёл в условиях санкций, чтобы обеспечить алюминиевой промышленности стратегическую сырьевую безопасность, в том числе подписав обязательные документы на стабильную перевалку 20 процентов всего ввозимого в страну сырья. Таким образом, порты оказываются в незавидном положении, стремясь соблюсти баланс между производственной необходимостью и экологической ответственностью. Очевидно, что простых решений здесь нет, но динамика развития, которую показывает логистика сегодня при всех ограничивающих факторах, позволяет допустить осторонний оптимизм.