H&N предложила меры для снятия регуляторных барьеров на экспорт молочной продукции
Для увеличения объемов экспорта российской молочной продукции необходимо не только стимулирование со стороны отрасли, но и системная регуляторная поддержка. Такое мнение высказал президент совета директоров H&N (Health & Nutrition) Руслан Алисултанов.
«Основными покупателями российской молочной продукции остаются страны СНГ, однако география поставок расширяется: продукция уже поступает в более чем 60 стран, включая государства Персидского залива. Чтобы нарастить объемы и укрепить позиции на этих рынках, необходимы более структурные решения, направленные на преодоление регуляторных барьеров», – отметил Руслан Алисултанов.
По его мнению, нужно на государственном уровне создать единую базу всех регуляторных требований и стандартов по ключевым рынкам. «В этой базе должны быть размещены как оригиналы документов, так и их верифицированные переводы на русский язык. Кроме того, эта база должна регулярно обновляться, в соответствии с меняющимися нормами иностранного законодательства», – подчеркнул он. В качестве примера он привел стандарты, необходимые для работы на рынке: GSO 21 (гигиеническая безопасность), GSO 9 (маркировка продукции). Эти стандарты ранее были опубликованы на русском языке, но с тех пор уже неоднократно обновлялись.
Он отметил, что экспортеры продовольствия сталкиваются с необходимостью указывать на региональных марках пищевую ценность продукции, в том числе в процентах от суточной потребности по отдельным нутриентам. «По этому поводу у иностранных государств также есть свои нормативные документы, и было бы очень правильно, если бы они тоже публиковались на русском языке», — отметил глава совета директоров компании.
Дополнительно у производителя, по его словам, возникают вопросы относительно классификации продукции. Так, если на внутреннем рынке есть такие позиции как «творог», «творожный продукт» или «кефир», то в других странах такие продукты могут называться иначе, или попадать под другую классификацию, и поэтому и экспортеры, и местные регуляторы не всегда понимают, к какой именно категории их отнести и какие стандарты к ним применять. Это, считает Руслан Алисултанов, создает дополнительные риски: если продукт классифицирован неверно, экспортеры в любой момент могут столкнуться с остановкой поставок или изъятием партии из продажи.
Отдельная проблема — невозможность выполнения ряда обязательных лабораторных анализов в России – без которых продукция просто не может попасть на полки иностранных магазинов.
«Сегодня мы сталкиваемся с тем, что ряд анализов, без которых мы не можем выводить продукцию на экспортные рынки, невозможно провести в России, поскольку наши лаборатории аккредитованы не на все обязательные для экспортного рынка показатели. Мы считаем, что по каждому приоритетному для нас экспортному направлению — Китай, страны Персидского залива, — в России должна быть хотя бы одна лаборатория, способная проводить полный спектр исследований пищевой продукции, в том числе молочной, мясной продукции для детского питания, воды, в соответствии с требованиями иностранных регуляторов», — сказал Алисултанов. В качестве примера он привел сложность в получении сертификата EQM, Quality Mark, для которого необходимо провести анализ воды, используемой в производстве, на десятки параметров.
При этом Руслан Алисултанов подчеркнул, что речь не идет о финансовой помощи или субсидиях со стороны государства: «Речь идет только о создании верифицированной на государственном уровне и открытой для всех экспортеров регуляторной среды, которая позволит российским производителям повысить свою конкурентоспособность на внешних рынках», — добавил он.
По его мнению, «предлагаемые меры хорошо соотносятся с недавними изменениями в Доктрине продовольственной безопасности, которые ставят перед страной цель поддержания стабильности на мировых продовольственных рынках».