Финансовые потери России из-за угольной отрасли в 2025 году
По мнению аналитиков, в случае утверждения нового схемы приоритета по вывозу угля на Дальний Восток, финансовые потери в 2025 году для России могут достичь 206 миллиардов рублей. Данные выводы были представлены в ходе исследования Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), входящего в структуру РЖД.
Анализ показывает, что в результате помощи угольной отрасли и ограничений на транспортировку грузов с высоким добавленным стоимостью, Россия потеряет более 100 миллиардов рублей. Вывоз высокотехнологичной продукции также пострадает из-за недостатка пропускных мощностей, что даст потерю в 15 миллионов тонн, как очерчивает документ.
Кроме того, в 2024 году планируется снижение экспорта угля, которое составит 7.9%. Также ожидается, что общие поставки угля упадут с 195.8 миллиона тонн в 2023 году до 177.6 миллиона тонн в 2024 году.
Центр экономики инфраструктуры (ЦЭИ) отмечает, что снижение ВВП в связи с уходом угля на восточном направлении может достичь 250 миллиардов рублей. Особенно заметным стало сокращение перевозок контейнеров в порту Дальнего Востока, несмотря на общий рост российского контейнерного рынка.
На данный момент соглашение о приоритетном вывозе угля на восток заключено только с Кузбассом. Однако, при этом объемы остаются прежними на уровне 54.1 миллиона тонн, что подтверждает опасения глав РЖД о невозможности инвестиционной программы в данных условиях.
Директор по грузовому транспорту и логистике ЦЭИ отметил, что уменьшение предпочтений к углю может стать серьезным ударом для угледобычи. По прогнозам, в 2024 году объем экспорта угля может сократиться еще больше.
Уже в прошедшем 2023 году в России исчезло около 60 угольных компаний, что снизило долю на рынке до 40%. Власти предложили новые меры по поддержке угольных компаний, чтобы предотвратить остановку добычи.