Финансовое закрытие крупнейшей концессии в истории России
22 декабря состоялось финансовое закрытие по проекту строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) — . Были подписаны договоры на привлечение финансирования в проект общим объемом 1,788 триллиона рублей.
Как отметил министр транспорта, команда правительства, регионы и все участники проекта делают все необходимое для реализации поручения президента России о строительстве высокоскоростной магистрали. Выступает организатором синдиката банков и финансовых организаций, которые также принимают участие в финансировании проекта.
Глава Минтранса подчеркнул, что ВСМ принесет значительную пользу для пассажиров, экономики регионов и всей страны. «Ведется активная работа по реализации проекта, в том числе в отношении документальной базы. Подписаны основные соглашения, обеспечивающие процедуру финансового закрытия проекта, приблизившие нас к запуску линии. Все участники находятся в едином правовом поле, закрепляют свои обязательства в проекте», — сообщил Роман Старовойт.
Сбербанк выступил организатором двух синдицированных кредитов на строительство инфраструктуры и финансирование приобретения высокоскоростного подвижного состава. Также в состав синдиката банков вошли , и другие финансовые организации. Заемщиком по первому кредиту выступает концессионер проекта ООО «ВСМ Две Столицы», заемщики по второму кредиту — заказчик серийных поездов компании Группы ГТЛк. Сроки кредитов составляют 21 и 25 лет соответственно.
Сбербанк также выступает в проекте в качестве кредитного управляющего, управляющего залогом и межкредиторского агента.
Помимо договоров синдицированного кредита в рамках финансового закрытия был подписан еще ряд документов, обеспечивающих функционирование проекта на инвестиционной и эксплутационной стадиях: акционерное соглашение, договор организации перевозки, дополнительное соглашение к концессии ВСМ, прямое соглашение между кредиторами проекта и государством.
«Случилось без преувеличения историческое событие. Было обеспечено финансирование крупнейшего проекта государственно-частного партнерства в истории нашей страны. В проект привлекаются беспрецедентные финансовые ресурсы, сумма внебюджетных инвестиций превышает 1,7 триллиона рублей. Оформление всех отношений между участниками проекта в обязательных договорах заняло более 5 месяцев с момента подписания концессии 5 июля 2024 года, и это очень короткий срок для такого объема документации. Было подписано более 10 000 страниц различных документов, подписантами выступили 15 организаций, которые поставили более 1000 подписей. Подписанные договора призваны детально регулировать взаимодействия сторон на долгие годы вперед.
Мы можем сказать, что завершена подготовительная стадия проекта ВСМ и он вступил в инвестиционную стадию. В ближайшие 6 лет на строительство инфраструктуры проекта и поставку подвижного состава должны быть освоены колоссальные ресурсы банков, пенсионных фондов, акционеров и государства. Все они представляются в проект с учетом возможности их возврата из доходов проекта в последующие годы. При этом срочность заемных средств — до 25 лет, что беспрецедентно для российского финансового рынка», — отметил первый заместитель председателя правления Сбербанка. ВСМ протяженностью 679 километров охватит шесть регионов: Москву и Санкт-Петербург, Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую и Московскую области. Ожидается, что после ее запуска пассажиропоток между городами в зоне притяжения увеличится и достигнет 23 миллионов человек к 2030 году. В результате из Москвы в Санкт-Петербург можно будет добраться за 2 часа 15 минут, из Великого Новгорода до Северной столицы — за 29 минут, время в пути между Москвой сократится до 39 минут. В ходе реализации проекта будут применяться отечественные разработки и оборудование.
По поручению президента РФ, определившего старт проекта по ВСМ, вышло в апреле 2024 года. Ранее неоднократно отмечалась высокая значимость проекта для экономики, промышленности, наращивания инфраструктурного и технологического потенциала России. Всего в России планируется запустить несколько высокоскоростных магистралей. Ожидается, что Москву свяжут новыми линиями со Санкт-Петербургом, и .
Особую благодарность Сбер выражает всем партнерам проекта: , , , Министерству транспорта РФ, , Федеральному агентству железнодорожного транспорта, , , ГТЛк, «ВСМ Две Столицы», ВСМ-400, ВТБ, Совкомбанку и другим финансовым организациям, УК «Лидер», московскому метрополитену, регионам происхождения трассы (Санкт-Петербург и Ленинградской области, Тверской, Московской и Новгородской областях) и, конечно, лично , , , , , , Роману Старовойту, , , , , , , , , , , и всем причастным к реализации высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург.