Экспорт угля из России: новое состояние рынка
Доходность перевозок угля, предназначенного для экспорта по железным дорогам на юге и северо-западе страны, уменьшилась до нуля, а в некоторых случаях даже стала отрицательной для операторов. Такую информацию подтвердил Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ).
Представитель организации отметил, что сложившаяся ситуация ухудшилась даже по сравнению с провальным июнем. Поставки угля из Кузбасса на Дальний Восток упали примерно в два раза — до 760 рублей по инновационным и 620 рублей по типовым вагонам. Перевозки грузов из западного направления не принесли операторам ничего.
В Федеральной грузовой компании (ФГК) подтвердили, что снижение ставок достигло такого уровня, что теперь они находятся «гораздо ниже уровня окупаемости вагона».
Источник на рынке уточнил, что из-за снижения доходности компании не могут покрыть даже расходы на эксплуатацию и фонд оплаты труда. Другой собеседник издания отметил расчеты ИПЕМ как полностью корректные. По его словам, доходов не хватает даже на ремонт вагонов, не говоря уже про прибыль. Он уверен, что в перспективе ближайших двух-трех лет операторы столкнутся с дефицитом вагонов из-за их выхода из строя, и охарактеризовал ситуацию как «потенциально патовую».
«На ремонт вагонов не будет денег — и это еще если вагоны останутся, а собственники не порежут их на запчасти или в металл», — пояснил он, заметив, что при сохранении парка компаниям придется платить за отстои вагонов. Еще один источник считает, что падение ставок близко к финишу, потому что операторские компании в глубоком финансовом кризисе. По мнению Савчука, если рубль не ослабнет, «нас ждут очень непростые времена с абсолютно неприглядными перспективами».
Ранее сообщалось, что в июне доходность операций парков полувагонов упала в 2-2,5 раза по сравнению с началом 2024 года и теперь позволяет окупать только купленный до 2018 года парк. Главной причиной такой ситуации стал кризис в угольной отрасли, влияющий на перевозки.
На прошлой неделе Минфин предложил проект постановления «О мерах поддержки организаций угольной отрасли». Он предусматривает расходы из бюджета в размере 63 миллиарда рублей, хотя сумма может меняться в зависимости от числа предприятий, которым необходима поддержка. При этом за первые четыре месяца года совокупные убытки компании отрасли составили 128,6 миллиарда рублей, что больше, чем за весь 2024 год.