Доходность перевозчиков угля в России сократилась
В июне 2024 года доходность российских угольных перевозчиков снизилась в 2-2.5 раза по сравнению с началом года. В настоящее время она позволяет окупать только парк, приобретённый до 2018 года. Данные об этом были предоставлены Центром ценных индексов РБК.
Текущая ситуация наблюдается на фоне проблем в угольной отрасли. Развивающаяся кризисная ситуация связана с падением ставок на маршрут из Кузбасса в порт Дальнего Востока, которые в прошлом месяце упали на 16 процентов по сравнению с маем для типов вагонов, и на 13 процентов для инновационных, составив при этом 105 тысяч и 132 тысячи рублей соответственно.
На северо-западе и юге падение составило 11-13 и 7-11 процентов. Спотовые и долгосрочные ставки в июне уменьшились на 16 процентов за типовой вагон и на 24 процента за инновационный, что является минимальным с сентября 2021 года.
Источники среди крупных операторов подтвердили эти данные. Представитель Информационного центра операторов уточнил, что такие ставки делают убытками как типовые, так и инновационные вагоны на фоне последних лет.
Партнёр Neft Research подметил такую динамику неустойчивости, поскольку угольные компании не могут обеспечить доходность операторов. В свою очередь собеседник издания в операторской компании рассказал, что участники рынка перестают ремонтировать вагоны и отправляют их в отстой. В перспективе такой способ приведёт к недостатку вагонов, а операторы не смогут провести ремонтные работы.
Операторы ожидают, что из-за проблем на угольном рынке ситуация будет ухудшаться, хотя не так быстро, как в первой половине года. При этом затраты участников рынка постоянно растут, так как дорожают ремонты и запчасти, а тарифы повышаются. Стимулировать рост ставок могло бы увеличение экспорта угля, но рассчитывать на это пока сложно.
Ранее замдиректора департамента Минэнерго отметил, что если негативные тенденции не изменятся, то убытки угольных компаний в России могут вырасти в три раза, до 300-350 миллиардов рублей. Отдельной проблемой он назвал закреплённость компаний, к началу второго полугодия общий долг достиг 1,2 триллиона рублей.