Часть госкомпаний начнет переход на российское программное обеспечение
К 1 января 2024 года только пять из 25 компаний с государственным участием будут отчитываться о выполнении требований по переходу на отечественные операционные системы (ОС) и программное обеспечение (ПО) в объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ), как того требует указ президента страны.
Эту информацию озвучил заместитель гендиректора по информационным технологиям Кирилл Алифанов на форуме «Пульс цифровизации», который проходил в Москве. По его словам, конкретные суммы выполненных обязательств не были озвучены, однако он отметил, что «главное – выполнение указа».
В Министерстве цифрового развития на запрос о комментариях заявили, что часть компаний, участвующих в импортозамещении, завершили свою работу, в то время как другие стремятся осуществить переход в установленные сроки.
О результатах работы компании сообщат на отдельном совещании. В Минцифры заверили, что если кто-то не завершит переход до 1 января, то будет проведен строгий анализ причин. В ноябре глава ведомства признал, что отставание чаще всего фиксируется из-за отсутствия финансирования, так как задачи в 2022 году были поставлены, а расходы не увеличивались.
Вместе с тем, исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин полагает, что в первой половине 2025 года на российские решения смогут перейти 10-15 процентов субъектов КИИ. В свою очередь, главный инженер IT-проектов компании «Ураленерго» напомнил, что необходимо совмещать ОС и ПО, а это существенно усложняет задачу для компаний.
По его словам, в сферах авиаперевозок, энергетики и финансового сектора необходимо специализированное ПО и тщательное тестирование, которое занимает месяцы или годы. Гендиректор SETERE Group Олег Ивченков указал, что реальный переход на свои разработки в этих областях растянется на десятилетия, так как сейчас идет замещение массового ПО.
Ранее член ассоциации «Руссофт» говорил о серьезном дефиците специалистов в отечественной IT-индустрии и низком качестве создаваемого ими конечного продукта. По его мнению, нормальные разработчики в стране готовят только пяти-шестью учебными заведениями, в то время как «очень спорные вузы», которые готовят много специалистов.