Аварийный кризис: Российские автоперевозчики предупредили о вероятном банкротстве
Около 30 процентов российских грузовых автоперевозчиков могут столкнуться с банкротством в следующем году, а текущий год уже завершится для многих из них убытками. Об этом заявил президент ассоциации «АвтогрузЭкс» Евгений Бабаев в комментарии для «Известий».
По его словам, у крупных участников рынка рентабельность составила минус 17 процентов. Такие условия ведут к падению компаний, вызванному резким ростом затрат, который уже достиг 11 процентов. К ним относятся рекордное повышение ключевой ставки, ослабление рубля и увеличение кредитных и лизинговых платежей.
При этом спрос на перевозки падает, и тарифы, как следствие, снижаются в пределах 12 процентов. В подобных условиях, указал эксперт, выживать может только «серый» бизнес, избегающий значительных налоговых расходов и страховых взносов при выдаче зарплат.
Бабаев заметил, что незаконные перевозчики также имеют возможность предлагать более низкие расценки. Речь идет о заниженных сроках доставки, которые укладываются в случаи нарушений режима труда и отдыха. Например, массовыми стали экспресс-рейсы, где водители поочередно управляют автомобилем в течение 12 часов. Для подобных схем крупный бизнес часто переводит сотрудников в статус самозанятых.
Как отметил эксперт, уход в теневую зону для многих предприятий станет единственной возможностью выжить в следующем году, поэтому часть игроков решится на такой шаг.
В совместном исследовании «АвтогрузЭкс», Ассоциации добросовестных налогоплательщиков «РАДО», ПЭК и DIZI Group говорится, что доля серого сегмента рынка автоперевозок уже достигла 65-70 процентов.
Выживание добросовестного бизнеса в текущих условиях становится все сложнее, потому что убытки приходятся нести за каждый перевезенный груз, указал коммерческий директор транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев. Президент «АвтогрузЭкс» согласен с тем, что большинству работающих в рамках действующего законодательства игроков рынка вскоре придется уйти в тень или банкротиться, если ситуация не изменится.
Ранее замгендиректора по логистике 3PL-оператора NC Logistic Артем Васьканян отмечал искусственный рост грузоперевозок. По его словам, из-за развития маркетплейсов одни и те же товары стали чаще перевозиться между складами и точками выдачи, что приводит к увеличению рейсов, а не объемов перемещаемых товаров.