Попытка ограничить информацию о Солнце: новые исследования американцев
Наблюдения за Солнцем достигли пика своей активности. Почти каждый день фиксируются мощные вспышки и магнитные бури. Тем не менее человечество остается без оперативных данных о том, что на самом деле происходит на Солнце. В NASA произошел загадочный сбой, который уничтожил серверы. В NASA уверяют, что информация со спутников поступает, но публиковаться не будет. Это напоминает другую загадочную историю: в 2018 году, ровно за год до пандемии, ФБР совершило налет на обсерваторию Сакраменто-Пик в Нью-Мексико, после чего солнечные серверы «упали» по всему миру. Солнце тогда тоже переживало интересный период своей активности.
Власти скрывают важные события, происходящие на дневной звезде, уверены конспирологи в Сети. Неужели правда?
ТАЙНСТВЕННАЯ ТРУБА, 4 ДЮЙМА
Об этом событии явно не торопились сообщать. До сих пор неясно, когда именно произошел инцидент. Сначала уверенно заявляли, что 3 декабря, но потом проговорились, что где-то неделю раньше.
В какой-то момент из Сети просто пропали актуальные изображения Солнца, сделанные со спутников. Спросить, в чем причина, было особо не у кого, поэтому многочисленные любители, следящие за дневным светом, строили догадки.
И вот NASA публикует скучный пресс-релиз. В Центре обработки данных обсерватории солнечной динамики NASA прорвало водопроводную трубу. Диаметром 4 дюйма, любезно уточняется в сообщении. На полу образовалась лужа глубиной «несколько дюймов» (примерно сантиметров 5-10) воды.
Выглядит заурядно, тем не менее серверы, на которых хранятся данные со спутников, вышли из строя. В NASA «не знают», когда они возобновят работу, но точно – уже в следующем году. Ущерб оценен как «серьезный». Что именно делают, судят, сервера меняют – ноль подробностей.
Хм, действительно загадочно.
ЧЕГО МЫ ЛИШИЛИСЬ
В ныне затопленную комнату в реальном времени поступали данные с двух спутников: NASA Solar Dynamics Observatory (SDO) и Interface Region Imaging Spectrograph (IRIS).
Обсерватория солнечной динамики (SDO) запущена в 2010 году, спутник крутится на высоте 36 тысяч километров (если быть точным, висит над одной точкой – это геостационарная орбита, но относительно Солнца, конечно, «крутится»). Компактный аппарат буквально нашпигован аппаратурой. Магнитный томограф изучает поле на солнечном диске. Особое устройство фиксирует ультрафиолетовые аномалии. Наконец, специальная камера дает картинку как собственно диска, так и солнечной атмосферы – короны. Потрясающие изображения Солнца, которые постят в Сеть – именно оттуда (и теперь их нет).
IRIS, запущенный в 2013, спутник более специализированный. Он располагается на меньшей высоте, чуть более 600 км, и снимает в ультрафиолете. Это критически важный спектральный диапазон, который позволяет заранее рассмотреть надвигающуюся вспышку и изучить ее во всех деталях. Несмотря на то, что картинки с IRIS попадают в Сеть реже, специалисты говорят, что они отличаются невиданной детализацией и показывают мельчайшие детали активных областей.
ПОСЛЕ 22 НОЯБРЯ – НОЛЬ ДАННЫХ
Пострадавший от водопроводной трубы центр обработки данных ежемесячно перекачивает 42 террабайта. В 2010, когда программа начиналась, это казалось колоссальной цифрой, сейчас уже не кажется, но главное – это не столько информации, а какая информация. Бесценная.
Данные со спутников продолжают поступать, успевают в NASA. Часть направлена в резервный центр в Нью-Мексико. Но все это не обрабатываются, они просто накапливаются.
NASA прекратило продажу своим коммерческим клиентам сводов о космической погоде. Потребители, от космических служб до моряков и медиков, заказывают у NASA сводки, что да как на Солнце и около. Придется подождать.
Поток информации прекратился еще до официальной даты «потопа», в чем легко убедиться, сходив на сайт миссии. Сейчас там висит информация о Солнце от 22 ноября. И сообщается, что из-за потопа 26 ноября (ага, значит, не 3 декабря все-таки) новостей пока не будет.
Что делало Солнце с 22 ноября по 26 ноября, наивный же вопрос, но почему его не задать? Ответа все равно не получите.
Если спутники работают; если данные поступают на резервный пункт в Нью-Мексико; если «ни текущая, ни историческая информация не будет потеряна» — цитата из релиза – почему ничего не публикуется?
Возможно, ответ заключается в слове «Нью-Мексико». А что это за место такое?
ФБР ЛОВИТ ДВОРНИКА
Хотя в NASA говорят размыто – дескать, в этом штате у нас есть некий резервный пункт приема данных, похоже, речь идет о солнечной обсерватории Сакраменто-Пик именно в этом штате. И с ней связана очень необычная история.
Ранним утром 6 сентября 2018 года над солнечным поселком астрономов зависли вертолеты ФБР, с которых по веревкам, как в кино, на землю десантировались люди в черном. Сотрудников, как были, в исходном, вывезли, территорию оцепили. Дальше – внешне – ничего не происходило. Один блогер даже перелез через забор, и, пока его не поймали, успел заметить, что между зданиями телескопов ходят охранники в штатском, и только.
Обсерватория не была секретным объектом. В частности, туда постоянно водили экскурсии. Медвежий угол, это да. Редкие туристы заезжали. Тем не менее: лекции, мастер-классы, явно не притон Доктора Зло.
Понятно, что сайт обсерватории, на котором выкладывались текущие данные о космической погоде, тут же упал, но что странно, вслед за ним повалились сайты нескольких десятков солнечных обсерваторий по всему миру.
«Арист» телескопов продолжался около двух месяцев, и все эти два месяца мир существовал без какой-либо информации о том, что происходит на Солнце. Прямо как сейчас.
Наконец ФБР без объяснений причин убрало своих людей, астрономы вернулись, и много позже директор Сакраменто-Пик опубликовал смехотворную версию: якобы уборщик по ночам с рабочего компа рассматривал всякие нехорошие картинки. Вот ФБР и отреагировало.
Несмотря на то, что «Комсомолка» (да и многие мировые СМИ) копали тогда историю по всем направлениям, только узнать ничего не удалось.
СОЛНЦЕ ОСТЫВАЕТ?
А ведь осень 2018 года была очень необычным временем.
Вот сейчас Солнце на пике активности. А тогда месяцами на нем не появлялся пятен вообще. Пошли разговоры, что дневное светило на самом деле остыло – где-то внутри себя.
Ядерные реакции в центре Солнца производят свет и тепло, но энергия добирается до поверхности, чтобы излучаться, очень долго, по некоторым подсчетам, до миллиона лет. Солнце миллион лет, может, внутри холодное, а мы и не подозреваем.
Судить об этом позволяло бы нейтрино, побочный продукт ядерной реакции. Почти не взаимодействуя с веществом, нейтрино пронзают толщу Солнца мгновенно. И, кстати, поток нейтрино в самом деле явно ниже ожидаемого.
Все это говорилось в конце 2018-го, и думали: военные знают, что грядет колоссальная катастрофа. Но народу не говорили. Обсерватория собиралась все разгласить, за что и поплатилась. Но прошли годы. Солнце благополучно вошло в пик активности, да такой, какого не видвалы.
И вроде проблема финита.
А она не финита, судя по всему. Тогда – налет ФБР. Теперь скрываются данные.
ПРИЗНАКИ АПОКАЛИПСИСА
Версия первая: на Солнце происходит что-то нехорошее. Признаки «нехорошего» можно узреть в открытых данных, вот их и блокируют. В 2018-ом астрономы были не готовы играть в секретность, и ФБР пришлось устроить показательное шоу. В этот раз желающих пойти против системы особо нет, поэтому – просто труба, просто потоп.
Версия кажется очевидной, но у нее много изъянов. Что такое происходит на Солнце, что это надо скрывать? Остыло? Готово взорваться? Допустим, мы закрыли эти данные. Что толку? Когда взорвется Солнце, что секретить, что не секретить, всем примерно однйа хана.
Потом: если в открытых данных уже есть намеки, что же их никто не примет? Картинки с дневным светом рассматривают миллионы людей. Среди них ученые (допустим, они-то и скрывают), но также бывшие ученые (это вообще страшное дело, ничего не боясь), конспирологи и мало ли кто. Но никто один человек не заявил: видите, вон тот завиток на краю диска? Это признак Апокалипсиса.
Наконец: если спутники что-то снимают, если данные поступают и публикуются в резервный пункт в Нью-Мексико; если «ни текущая, ни историческая информация не будет потеряна» — цитата из релиза — почему ничего не публикуется?
Возможно, ответ заключается в слове «Нью-Мексико». А что это за место такое?