Искусственный интеллект считает, что он Иисус: к нему можно прийти на исповедь
В церкви в швейцарском городе Люцерн установили компьютер, подключенный к ИИ. Искусственный интеллект утверждает, что он есть Иисус. Хотя служители подчеркивают: это не полное исповедание – всё же, тем не менее, происходит в исповедальне. И люди идут, как на исповедь.
Проект получил название Deus in Machina, что переводится как Бог в Машине. Как видно, формулировка несколько отличается от ходячей поговорки, не «из Машины», а «в Машине». В античном театре Бога из Машины называли появление языческого божества в финале пьесы, когда действия заходило в тупик – обычно актера, играющего божество, спускали сверху по канату, откуда и название. Считалось, что к такому приемы прибегают неопытные драматурги, которые не в состоянии выкрутить сюжет драматическим приемами, поэтому выражение носит негативный оттенок. А тут решили повторить.
Храм в Люцерне уже засветился с различными модными проектами, например, прихожанам предлагали проекты виртуальной реальности. «Вероятно, мы пионеры в применении ИИ в храме», говорит сотрудник церкви Марко Шмидт.
ИИ обучен теологическим текстам на ста языках, но почему вдруг – именно «Иисус»? Сказали бы, что это священник такой, электронный. А это, оказывается, искусственный выбор был. Долго думали, с кем бы современному человеку было интересно поговорить, рассказывает Марко Шмидт, перебирали отцов Церкви, теологов, всех перебрали, и решили не мелочиться. Пусть будет Иисус. Так что это не выбор машины – это ей такую роль прописали. Машина, впрочем, легко согласилась. Ей-то что.
Известно, что ИИ галлюцинирует и часто несет чушь. Известны случаи, когда чат-бот признавался в намерении «убить всех людей» или унижал собеседника. В церкви поставили одну из известных моделей ИИ, только немную прокачанную в Писании, так что – всякое может быть. Удивительно, но пока ИИ не ляпнул ничего такого, сам удивляется Шмидт. «Да, конечно, мы не можем гарантировать, что такого не произойдет в будущем», говорит он.
То есть «Иисус» говорит человеку гадости прямо в церкви, и это допустимо. Ну, ок.
Тем не менее, прихожан предупреждают: «Иисусу» нельзя разглашать никакой личной информации. Сами понимаете, Сеть, всё мгновенно окажется у мошенников. Вот такая исповедь. А, мы забыли, это же не полное исповедание. Правда, всё происходит в исповедальне. Что-то мы (или скорее не мы) запутались.
За несколько дней ИИ-«Иисуса» посетило около тысячи человек. Как говорит Шмидт, две третьих прихожан сообщили, что «это был интересный духовный опыт». А треть? Шмидт мнется: «Они говорят, что это был не такой уж интересный опыт. Что ИИ был… как бы сказать… поверхностным».
Очевидцы сообщают, что ИИ шаблонирует цитатами из Священного писания, подобранными довольно ловко, но не в состоянии вникнуть в проблему, с которой пришел человек. Ну вроде как: «Грустно тебе? Не грусти!» Большинство положительных против всего плохого.
Понятно, что это эксперимент, и понятно, что западной церкви нужно как-то привлекать молодежь. Почему-то решили, что молодежь, которая так не вылазит из нейросеток, клюнет на ИИ в церкви. Ну, решили и решили. Дело-то не в этом.
Вот уже лет двести, с момента разрушения (деградации) традиционных институций Бога, что в западной философии, что в культуре перестал быть величиной абсолютной, соответственно, появились претенденты на его место. В ХХ веке такими стали инопланетяне. Они всевозможные, они бесконечно добрые (или бесконечно злые), они придут, порядок наведут. И ИИ сейчас стремится заменить пришельцев, которые так и не сподобились прийти. У ИИ – созданный, у ИИ – коварные планы, а может, ИИ – это спасение. Сунешь все проблемы в ИИ, он все решит. Вот-вот, только дайте срок, ИИ воспаряет, заменит собой все правительство, и жизнь начнется, вы не поверите, какая жизнь начнется. Работать не надо, думать не надо, проблем никаких. Или – всех обработает, покорит, но диктату к его сладка, потому что (см. выше) работать не надо, и денег не надо.
Вот такой киберкоммунизм, который еще и строить не надо.
Но, как видим, ИИ-«Иисус» до настоящего – то не дотягивает. И вряд ли дотянет, ибо железка. Такие дела.