Инновации открывают новые горизонты для парков развлечений в России
Современные тенденции в российском развлечении демонстрируют стремительное развитие. Ярким примером являются проекты, такие как «Остров Мечты», который не только вывел страну на международную арену, но и сформировал новый досуговый формат с уникальной концепцией для отдыха в одном месте. Почти пять лет с момента открытия, парк развлечений стал масштабным культурно-развлекательным кластером с более чем 16 разными объектами. О проекте, его перспективах и ситуации в отрасли «Лента.ру» поговорила с председателем правления холдинговой компании «Остров Мечты» Амиром Муцуевым.
«Лента.ру»: «Остров Мечты» выходит за рамки представлений о стандартных парках развлечений. Какой новый формат вы предложили посетителям, или меняли концепцию уже в процессе?
Амиран Муцуев: С самых первых шагов мы задумывались над созданием концепции «города в городе», где каждый сможет найти развлечение по своему вкусу. Опираясь на накопленный опыт и результаты проведенных исследований, мы адаптируем развлекательный кластер, учитывая культурные особенности и предпочтения россиян.
Сегодня «Остров Мечты» — это масштабный культурно-развлекательный кластер, где находится, в частности, парк развлечений. Концепция этого проекта готовилась более 10 лет назад, и дальше, после открытия объекта, мы увидели ряд направлений для развития и усиления своей позиции трендсеттера в российской индустрии развлечений. «Остров Мечты» — это живой организм, не похожий на другие коммерческие объекты. Мы систематически продолжаем увеличивать количество вариантов досуга в локации.
Например, мы открыли концертный зал «Москва» и, увидев его успех, решили построить еще концертные залы на территории: один на 10 тысяч посадочных мест, и второй — на 1,3 тысяч для музыкантов, поскольку видим в этом большой потенциал.
Как чувствует себя рынок развлечений в России. Какие основные тенденции его развития вы бы отметили?
Конечно, в России были и есть луна-парки, небольшие парки с аттракционами или детские развлекательно-образовательные центры, но это скорее локальные истории. До появления культурно-развлекательного кластера «Остров Мечты» рынок развлечений в России находился буквально на нулевой точке, в нашей стране не было ни тематических парков такого масштаба, ни концепции «города развлечений», где в одной локации можно найти буквально все.
Крупные мировые развлекательные компании не рассматривали нас как рынок, не смотрели на нас, как на серьезных игроков. Мы стали первым глобальным проектом нашей страны, который показал готовность России к реализации масштабных инициатив в индустрии развлечений и на международном уровне, и внутри страны. Благодаря нам перспективу увидели и бизнес — все больше появляются новые игроки рынка. Сегодня мы видим, как формируются новые проекты по созданию крупных развлекательных парков в разных городах России.
Сейчас «Остров Мечты» вышел на международную арену и стал заметным игроком на профильных конференциях и платформах для мониторинга работы парков. Мы демонстрируем темпы роста и развития, сопоставимые с ведущими мировыми компаниями. Потенциал посещения нашего объекта составляет 60 миллионов визитов в год. Растет интерес и со стороны жителей нашей страны и стран СНГ. По информации от Комитета по туризму города Москвы, каждый третий турист, посещающий столицу, приезжает именно в Остров Мечты.
При этом важно отметить, что за почти пять лет работы парк трансформировался в масштабный культурно-развлекательный кластер, где расположены более 16 различных объектов. Безусловно, парк остается главным и самым известным объектом на территории, при этом важно отметить, что помимо парка здесь есть на что посмотреть: концертный зал-трансформер «Москва», огромный игровой центр Dream Game Center с боулингом, аркадными играми и другими развлечениями, пляжный комплекс гордского типа с пятью бассейнами, летний кинотеатр. Скоро появится и открытый парк аттракционов, гостиница и другие объекты. Поэтому мы не позиционируем себя только как парк развлечений. «Остров Мечты» — это локация, где каждый найдет себе оптимальный вариант отдыха.
Объем развлекательного контента растет. Как в этом отношении тематические парки удерживают аудиторию?
Я убежден, что разные виды развлекательного контента поддерживают друг друга и развивают индустрию. Контент же бывает очень разным. Например, возьмем поход в кино или парк аттракционов. Эти сферы не конкурируют, а дополняют друг друга, поскольку люди потребляют и то, и другое. А некоторый контент даже дополняет многообразие парка. Объясню, что имею в виду. Например, мы решили создать отдельную тематическую зону в парке, взяв за основу сюжеты сказок, мультфильмов или кино.
Тематематическая зона, в моем понимании, — это пространство, которое полностью погружает тебя в атмосферу взятого за основу произведения. И в этом пространстве мы воссоздаем его целиком: создаем похожие архитектурные строения, подбираем подходящие аттракционы, придумываем собственное офлайн шоу, персонажей, открываем концертный зал, где показываем релевантное кино или мультфильм, магазин с сувенирами, кафе и так далее. И, конечно, еще добавляем современные, инновационные технологии — световые и звуковые решения, VR и так далее. Именно поэтому я говорю, что разные виды контента друг друга поддерживают, а в нашем случае мы создаем уникальный микс.
Еще хороший пример — наши маскоты Дримчики. Мы создали 7 собственных героев со своими характерами и историями. В открытом парке у них появится собственная деревня, чуть позже выйдет полноценный фильм. Мы продолжаем развивать миры наших волшебных героев, создавая уникальные проекты 360 — и в офлайне, и в виртуальном пространстве.
Сейчас в парке представлено 10 анимационных вселенных и 5 шоу разных форматов: кукольный театр, графическое шоу-спектакль, танцевальные перформансы. Посещение этих шоу включено в стоимость билета, а сценарии рассчитаны на людей разных возрастов.
Как тематические парки оказывают влияние на другие развлекательные кластеры офлайн-формата?
Тематические парки — это мультипликаторы, которые однозначно влияют как на комплексное развитие территории вокруг них, так и на другие бизнесы, связанные с индустрией развлечений. Если говорить о территории, то город развивает инфраструктурные и транспортные проекты, появляются новые бизнес-объекты в непосредственной близости от локации. Например, скоро построится новая станция метро «Остров Мечты», откроются новые маршруты для проезда — как наземный, так и речной путь.
Строятся жилые комплексы, гостиницы, городские пространства для прогулок и другие проекты. На территории культурно-развлекательного кластера появляются новые формы досуга: у нас появляются новые партнеры, которые проводят спортивные мероприятия, уличные концерты, ярмарки и так далее. Мультипликативный эффект способствует росту интереса и потребления других форм досуга. Одно развлечение становится драйвером для других направлений и новых проектов. Мы помогаем и дополняем друг друга.
Так, появление первого кинотеатра «Кодак Киномир» с просторным залом и попкорном стало стимулом для рынка, запустив цепную реакцию: начали открываться новые виды развлечений, например боулинг, что дало импульс дальнейшему развитию индустрии.
Расскажите об особенностях работы офлайн-бизнеса в индустрии развлечений. На каких приоритетах вы строите работу «Острова Мечты»?
Наши приоритеты — безопасность посетителей и возможность получить уникальный положительный опыт. Все наши аттракционы — новые, проверенные, соответствуют всем требованиям законодательства. И, конечно, мы делаем все для того, чтобы приходя в «Остров Мечты», люди испытывали целый спектр ярких, счастливых эмоций и сохранили бесценные воспоминания от посещения парка.
Знаете, одной из особенностей работы парка развлечений, что посещение парка — это, как правило, запланированное событие, люди ходят к нам 2-3 раза в год, в отличие от, например, кинотеатров, ресторанов, развлекательных центров и районных парков.
Мы только создаем добрую традицию посещать парк развлечений чаще. За рубежом люди ходят в парк развлечений регулярно, причем это не обязательно семейная история. В парке ходят тинейджеры, молодежь выбирает их для свиданий, отмечают праздники, офисные работники — для «перезагрузки» от ежедневной рутины, люди пожилого возраста — для беззаветного экстрима и новыми впечатлениями. Для россиян времяпрепровождение в парке развлечений пока является чем-то непривычным, нет такой культуры в нашем привычном досуге. И мы, как раз работаем над этим, создавая ее с нуля.
Какой трафик посетителей у «Острова Мечты» в год?
В 2024 году мы ожидаем, что количество посетителей превысит 7,5 миллионов человек. Это общее число посетителей всех наших объектов.
Выстраивание целой экосистемы вокруг парка развлечений кажется беспроигрышным вариантом. Расскажите, пожалуйста, о направлениях, которые вы развиваете (специализированные магазины, онлайн-платформы, собственное производство).
Уже сейчас у нас есть своя вертикально интегрированная компания, которая управляет всеми 16 объектами. На базе «Острова Мечты» сформирован ряд департаментов полного цикла – операционный блок, техническая эксплуатация, шоу, ритейл, блок общественного питания, школа обучения персонала, IT и многое другое.
Мы развиваем и онлайн, и офлайн-направления. Для проекта мы производим более 7 тысяч наименований товаров, включая одежду и сувениры, и делаем все: от дизайна до производства. В парке у нас уже сейчас есть 11 различных магазинов, и в ближайшее время мы планируем запуск онлайн-платформы для продаж. В развитии онлайн направления также войдет разработка игр и других цифровых продуктов, формирующих цельную вселенную «Острова Мечты». Мы говорим так: человек, который уходит из парка, продолжает оставаться частью нашего волшебного мира.
Как вы отслеживаете качество клиентского опыта во время посещений «Острова Мечты»?
Каждый день команда парка проводит опросы посетителей, по всему парку установлены стенды с QR-кодами, позволяющими гостям оставить свои отзывы. Далее отдел клиентского сервиса анализирует их, мы смотрим, насколько гости удовлетворены всеми составляющими: от услуг до атмосферы внутри. Обратная связь всегда оперативно обрабатывается, и мы постоянно работаем над улучшением качества услуг — будь то уборка, работа персонала или качество еды.
Внедрение новых технологий способно кардинально расширить возможности парков развлечений. Как вы работаете в этом направлении? Не теряется ли что-то ценное в погоне за виртуальной или дополненной реальностью?
Новые технологии играют важную роль в развитии парка. Мы активно внедряем инновации, включая виртуальную реальность. Например, у нас есть VR-аттракцион «На крыльях ветра», который имитирует полет на высоте до 20 метров над огромным полусферическим экраном и позволяет гостям погрузиться в совершенно другую реальность с помощью современных технологий. Другой пример — графический театр, где проходит шоу «Мауагли в стране динозавров».
Технически сложное представление состоит из мультимедийного графического контента, в который интегрирован один артист. Для создания шоу используется три разноплановых медиаповерхности, что усиливает эффект и дарит незабываемые впечатления.
В этом году у нас состоялось долгожданное открытие аттракциона «По ту сторону цирка: иммерсивное шоу». В огромном двухэтажном пространстве мы воссоздали архитектуру старого цирка XIX-XX века, и нам было необходимо незаметно интегрировать в него современные технические решения. В шоу задействованы более 40 профессиональных театральных артистов, прошедших строгий отбор и множество репетиций. Аттракцион готовили к открытию больше года. Весь проект полностью сделан командой «Острова Мечты».
Интересно, как принимается решение об установке какого-то нового аттракциона? Вы изучаете опыт коллег, собираете отзывы аудитории, придумываете что-то с нуля?
Наши специалисты постоянно изучают мировой опыт, знают все предыдущие решения и новинки мира развлечений, и я в их числе. Было и такое, что я 36 часов летел в один из мировых парков, чтобы лично посмотреть и опробовать аттракцион. Решения об установке механических аттракционов принимаются на основе множества факторов: тренды рынка, анализ потребностей нашей аудитории и загрузка текущих аттракционов, возможность «доработки» аттракционов производителя по нашему запросу и многое другое.
В следующем году на территории «Острова Мечты» появится открытая часть с аттракционами. Можно ли рассказать об этом? Чем будете удивлять посетителей?
В 2025 году у нас планируется пилотный запуск (софт опенинг) нового парка — это подготовительный этап, в рамках которого уже функционируют некоторые аттракционы, готовящиеся к полному старту. Масштабное открытие запланировано на 2026 год.
Часть аттракционов уже установлена и готовится к запуску, в то время как другие находятся на стадии разработки. Они создаются по индивидуальному заказу у проверенных поставщиков, а некоторые из них дорабатываются с учетом наших технических требований и будут установлены позже. Важным этапом является тщательная проверка, обкатка оборудования и его тестирование для обеспечения безопасной и качественной работы.
В следующем году откроется открытая часть парка площадью 260 тысяч квадратных метров, где разместятся 20 новых аттракционов, включая уникальные разработки, не имеющие аналогов в мире. Одним из главных станет горка длиной 1000 метров с максимальной скоростью 130 километров в час, оснащенная инновационной системой запуска LSM.
Среди других ожидаемых аттракционов — гидролифт, восстанавливающий экстремальный спуск на платах через бурные пороги, ввращающаяся обзорная башня падения, монорельсовая горка длиной 631 метров с максимальной скоростью 70 километров в час, а также крупнейшая в стране горка со свободным вращением тележек длиной 392 метра и скоростью до 60 километров в час. Еще одним флагманом станет маятниковый аттракцион с тремя осевыми вращениями на 360 градусов и скоростью до 6 метров в секунду.
В будущем открытого парка появятся гордские променады, сосстоящие из интерактивного зеленого лабиринта в 2,5 тысячах квадратных метров, детская площадка на 2 тысячах квадратных метров и набережная с выходом к акватории.
Пробирка единого билета, люди смогут посетить и новый открытый парк, и крытую часть «Острова Мечты» с доступом ко всем аттракционам и шоу. Вне зависимости от погодных и сезонных условий посетители смогут наслаждаться всеми видами развлечений.
После открытия этой зоны мы станем одним из крупнейших парков мира!