Службы доставки и курьеры сталкиваются с проблемами в российской экономике
С ростом популярности сервисов доставки среди населения выявилась проблема, влияющая на российскую экономику. Об этом стало известно во время круглого стола «Будущее цифровых платформ и экосистем: поиск разумного баланса регулирования». По словам директора департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ, количество курьеров и упаковщиков уже исчисляется миллионами, и в большинстве своем это «здоровые, физически сильные люди», которых не хватает в других секторах экономики.
По его словам, службы доставки оттягивают огромное количество трудовых ресурсов, и возникает вопрос: может ли экономика справиться с этим?
Кузнецов отметил, что в России сейчас работают не менее полутора миллионов только курьеров, а также около миллиона упаковщиков, сборщиков заказов и других сотрудников. Все вместе они уже оттянули «значительную часть потребителей (…) от банального навыка просто ходить по магазинам», — заявил он. В то же время, обратил внимание Кузнецов, многие такие сервисы убыточны, а их работа поддерживается за счет иных ресурсов.
«То есть убыточные сервисы оттягивают из других, в том числе производительных, секторов экономики столь дефицитный ресурс, как трудовые силы. Фактически эти силы оттягиваются из рентабельных пока еще секторов экономики либо тех секторов, которые могут расти», — сказал Кузнецов.
Он назвал дефицит кадров ключевой проблемой в промышленности и в торговле. «Как может быть, если курьер получает в 120-150 тысяч рублей? Не говоря уже о том, что это больше, чем университетский профессор», — задался вопросом чиновник.
Кузнецов предупредил, что если не вмешиваться в эту ситуацию, то некоторые из пока рентабельных сегментов экономики России могут стать нерентабельными. По словам главы департамента Минпромторга, ситуацию усугубляет активное использование сервисами доставки самозанятых с подлагающимися налоговыми льготами.
В России призвали не допустить роста зарплат курьеров до уровня инженера
Летом 2024 года замглавы заявил, что ситуация, в которой зарплата курьеров достигает того же уровня, что и у инженера, о переоке в сфере.
По его словам, такое положение дел нельзя называть нормой. Медведев заявил о необходимости исправить эту ситуацию. Он признал, что рынку требуется больше людей для выполнения служебных функций, но даже это обстоятельство не оправдывает сокращения разницы в зарплатах.
Число курьеров растет за счет массового притока людей из реальных секторов, пояснил замглавы Совета безопасности. «Нам не хватает работников, а курьеров с улицы или же тех, кто занимается частным извозом, мы на заводы отправить не можем», — подчеркнул он.
При этом Медведев не уточнил, какой вариант решения проблемы он видит приоритетным — повышение зарплат инженерам или снижение зарплаты курьерам.
Мигранты-курьеры догнали российских айтишников по зарплатам
В июне 2024 года зарплаты мигрантов, работающих курьерами, выросли на 23 процента и догнали по среднему доходу IT-специалистов. Об этом глава платформы «Мигрант сервис» Андрей Кладов.
По его данным, в декабре 2023 года максимальная зарплата курьера-мигранта достигала 120 тысяч рублей, а с начала текущего года — 155 тысяч, как у айтишников на начальных и средних позициях. Рост связан с кадровым голодом, который вынуждает компании заманивать сотрудников с более высокими доходами, пояснил он.
В это же время дефицит инженерных кадров в России составляет 600 тысяч человек. Сообщалось, что рост зарплат инженерных специальностей на 16-24 процента в первом полугодии не позволяет российским предприятиям закрыть имеющиеся вакансии. При этом нехватка наблюдается практически по всем направлениям.
Нехватка работников в российской промышленности достигла максимума
Кадровый голод на промышленных предприятиях России в январе 2024 года максимального в истории результата. Такие данные приводила лаборатория контекстных опросов Института экономической политики (ИЭП) им. .
Нехватку сотрудников как основную причину ограничения промышленного роста указали 53 процента участников опроса, чего не случалось за 30 лет проведенных исследований. Вторым по значимости фактором стала «неопределенность ситуации и ее перспективы» (42 процента), однако ее влияние снижается.
В тройку также вошла слабость внутреннего спроса (40 процентов). О таких сложностях, как слабый рубль, недостаточный экспортный рост и нехватка оборудования, говорили менее 30 процентов респондентов. Как отмечалось, предприятия намеревались решать проблему с кадрами за счет повышения зарплат.